Едешь себе едешь на машине, всё хорошо. И тут на тебе: на панели приборов загорается значок в виде двигателя и надпись «Check» (что переводится как «проверьте»). Что проверять? И что делать, если в машине горит или мигает сигнализатор «чек»? Ох, этот вопрос иногда вводит в ступор даже водителей со стажем. Рассказываем всё, что нужно знать о самом странном и одновременно важнейшем индикаторе на панели приборов, игнорируя который можно загнать автомобиль на очень долгий и дорогостоящий ремонт.
Почему загорается «чек» в машине? Фото: geely32.ru
Как работает «Check Engine»?
На приборной панели автомобиля есть три вида индикаторов: информационные (зелёного или синего цвета), неотложные (красные) и предупреждающие (жёлтые или оранжевые). Интересующий нас «Check Engine» относится к предупреждающим сигналам. Одной фобией меньше, да?
Работает это предупреждение следующим образом. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ), или в простонародье «мозги» двигателя, считывает многочисленные датчики и устройства в моторе, топливной системе и трансмиссии. Как только ЭБУ фиксирует сбой, отправляет данные в свою память в виде кода, тут же отдаёт команду на включение, и загорается значок мотора… к растерянности и раздражению водителя.
Основные причины, по которым загорается «чек»
Если «Check Engine» загорелся на несколько секунд при запуске двигателя, то не переживайте – это обычная предстартовая процедура. Так бортовой компьютер проверяет исправность электрических цепей и контрольных ламп после простоя. Другое дело, если «чек» не тухнет после того, как автомобиль тронулся с места или, что ещё хуже, загорается в ходе поездки. Значит, скорее всего, блок управления двигателем действительно зафиксировал неполадку. Какую? Это большой вопрос!
Диапазон неисправностей, на которые реагирует «чек двигателя», огромный: от открытого бензобака, некачественного топлива, попадания воды в мотор до ни много ни мало поломки трансмиссии. Разделить неполадки можно на следующие основные категории:
- Система зажигания: неисправности свечей зажигания или катушек зажигания.
- Топливная система: засорение форсунок, топливного насоса или регулятора давления топлива, открытый бензобак.
- Электроника: обрывы проводки, окислившиеся контакты, короткое замыкание.
- Система выхлопа: сгоревший каталитический конвертер или вышедший из строя датчик кислорода.
- Датчики: измерители давления топлива, температуры двигателя и скорости движения машины иногда выходят из строя или перестают корректно работать из-за загрязнения контактов.
Случается и так, что «чек» загорается из-за программных ошибок: глючит ЭБУ. В подобных случаях рекомендуется выключить зажигание и на 20−30 секунд, отсоединить аккумулятор от бортовой системы. Как отключать и подключать аккумулятор, вы узнаете в нашем материале «Случается – батарея разряжается». Главные правила зарядки аккумулятора автомобиля в домашних условиях
При сбросе настроек бортовой сети ошибка «обнулится» и не появится, если механических повреждений нет. Если ошибка загорелась снова, то лучше всего обратиться в автомастерскую.
Можно ли ехать, если горит лампочка «Check Engine»?
Паниковать не стоит, если на приборной панели загорелся значок двигателя. Прежде всего проверьте, закручена ли крышка бензобака. Как ни странно, это одна из самых частых причин включения «Check Engine»: датчик уловил испарение топлива из открытого бака, передал сигнал в электронный блок управления, и вот результат. На всякий случай проверьте также уровень моторного масла, так как на фоне «масляного голодания» движок может подать сигнал предупреждения.
С крышкой бензобака всё нормально? Моторное масло на должном уровне? Тогда прислушайтесь к своему «железному коню», понаблюдайте за его поведением на дороге: может быть, автомобиль едет рывками или мотор издаёт посторонние шумы и стуки. Ничего необычного? Можете ехать дальше, но после поездки обязательно запишитесь на диагностику в автосервис, потому что горящий «Check Engine» – это ненормально.
Как найти причину неисправности? Фото: drive2.ru
Если вы всё-таки заметили разницу в управлении – машина потеряла устойчивость, мотор перестал «тянуть» и вибрирует, то сбросьте скорость, избегайте резких ускорений и высоких оборотов. Так вы снизите нагрузку на ДВС и предотвратите новые повреждения. Осторожно доедьте до ближайшего СТО и передайте машину в руки специалисту, который разберётся с источником неполадок.
Если не уверены, в чём именно проблема, и сомневаетесь, что автомобиль долго протянет, то не рискуйте. Лучше остановитесь и вызовите эвакуатор. И тем более не стоит продолжать движение, когда на приборной панели рядом с «чеком» загорелась красная лампочка, означающая критическую опасность – к примеру, повреждение трансмиссии, отвечающей за передачу крутящего момента двигателя на колёса.
Ориентироваться можно и по формату сигнала, который бывает разным в зависимости от степени неполадки:
Что происходит с индикатором «Check Engine»? | Как поступить водителю? |
Периодически загорается и быстро гаснет | Попросить специалиста считать код ошибки при следующем плановом техническом обслуживании (ТО) или сделать это самостоятельно |
Горит постоянно | Заехать на диагностику в СТО в ближайшие пару дней, чтобы не усугубить проблему |
Мигает постоянно | Доехать своим ходом до ближайшего автосервиса, где механики определят причину сбоя |
Горит вместе с красным сигналом | Остановиться и вызвать эвакуатор |
Как расшифровать сигнал «чек двигателя» своими руками?
Важно понимать, индикатор «Check Engine» не указывает причину неисправности. Это аварийная световая сигнализация, лишь предупреждающая водителя, что с мотором или топливной системой не всё в порядке.
Но узнать суть проблемы можно и нужно – от этого зависит не только срок эксплуатации вашего авто, но и безопасность езды. Тем более найти «корень зла» получится и без услуги сотрудников автосервиса, пусть и всегда на 100% точно.
Определить источник проблемы поможет автомобильный диагностический сканер, считывающий коды ошибок. Продаётся это устройство практически в любом автомагазине и стоит примерно от 3000 до 5500 рублей. Для того, чтобы воспользоваться им, не нужно быть механиком или электронщиком.
Прибор достаточно подключить к порту бортовой диагностики (OBD), именуемому ещё OBD-II, который обычно находится под приборной панелью со стороны водителя, и действовать по инструкции. Сканер выдаст код ошибки, значение которого можно найти в инструкции автомобиля или на специальных сайтах. Например, код P0300 означает нарушение порядка зажигания, а P0455 – незакрытый топливный бак.
Если устройство сопряжено со смартфоном или планшетом через Wi-Fi или Bluetooth, то код ошибки расшифруется в специальном приложении, и ничего даже искать не придётся. После этого выстраивайте стратегию действий: устранить неисправность самостоятельно, если достаточно заменить свечу зажигания, или обратиться за помощью специалиста в случае более серьёзной неполадки.
Что будет, если игнорировать значок «Check Engine»?
К сожалению, встречаются водители, которые не уделяют должного внимания «чеку двигателя». Ну горит жёлтый или оранжевый предупреждающий значок и ладно: ничего страшного не случится. Самые «смекалистые» даже заклеивают индикатор скотчем, причём иногда изнутри приборной панели, чтобы не раздражало. Многие просто не принимают меры, боясь, что обращение в автосервис ударит по карману, и дешевле поездить так. Что же, это очень зря, потому что езда с мигающим «Check Engine» влияет на:
- Расход топлива. В большинстве случаев индикатор загорается из-за повреждений, которые влияют на «прожорливость» мотора. Перерасход горючего может достигать 20−30%.
- Износ двигателя. Езда на некачественном топливе и с забитыми воздушными фильтрами, о которых может сигнализировать индикатор, повышает нагрузку на компоненты мотора и топливной системы. Замена катушки зажигания, форсунок, топливного насоса, кислородного датчика вылетит вам в копеечку.
- Экологичность. Автомобиль с неисправной выхлопной системой сильно «коптит». Понятно, что большинство водителей загрязнение окружающей среды волнует мало. Однако такой автомобиль элементарно не пройдёт техосмотр из-за превышения выбросов вредных веществ в атмосферу, как, кстати, и с мигающим «чеком».
- Стоимость ремонта. Проблемы, которые следовало устранить сразу, могут усугубиться по мере дальнейшей эксплуатации машины и, в конце концов, приведут к подорожанию ремонта в несколько раз. В худшем случае можно вообще вывести двигатели из строя.
- Безопасность. Иногда «чек» указывает и на проблемы с подушками безопасности или тормозами. На «подушке» могут перегореть или просто окислиться контакты подрулевого шлейфа, а в тормозной системе может упасть давление тормозной жидкости. Ездить при таких неисправностях опасно для жизни.
«Check Engine» важнее и нужнее, чем кажется
Мигающий «моторчик» – весьма важный и полезный индикатор на приборной панели. Понимание неполадки, о которой сигнализирует «Check Engine», и её устранение позволит вам сэкономить своё время, финансы и уберечь автомобиль от более серьёзной поломки или, не дай бог, аварии. Так что не отмахивайтесь от этого значка и тем более не заклеивайте!