Что выбрать для водных прогулок — надувную лодку, байдарку или сапборд?

Денис Калугин
Денис Калугин Денис Калугин
644
Специализация: Инвестиции, банки, экономика, недвижимость, реальный сектор
Задать вопрос
9 минут чтения
4
0
124
Комментировать

Летом нам хочется самых разных активностей. Желательно на природе, на свежем воздухе, а ещё лучше у воды. Но не обязательно ограничивать себя обычным загоранием и купанием. Согласитесь, что выходить в море на лодке или плавать по рекам и исследовать новые места — гораздо интересней. Проблема лишь в правильном выборе плавательного средства. Обидно будет, если, уже купив лодку, вы вдруг поймёте, что её негде хранить. Или что на ней можно плавать только по небольшим рекам, хотя вы живете на море. К выбору лодки нужно подходить серьёзно, потому что от этого может зависеть не только ваш отдых, но порой и жизнь.

Надувная лодка. Фото: pexels.com

Выбор гребного судна зависит от множества факторов:

  • цели использования — для коротких прогулок или для многодневных путешествий;
  • вместительности — собираетесь вы плавать в одиночку или нет;
  • типа водоёма — река, пруд, озеро или море (при этом нужно учитывать и другие факторы, например, географические или климатические — ветреность, средняя температура и т. д.;
  • опыт и предпочтения пользователя — насколько глубоко вы готовы погрузиться в процесс.

Мы будем ориентироваться на простые универсальные плавсредства, которые подойдут для прогулок по небольшим водоёмам, сплавам по рекам и несложным путешествиям.

Для этого сгодятся надувные лодки, байдарки (каноэ, каяки) или сапборды. Рассмотрим каждую из них.

Надувные лодки и пакрафты

Надувная лодка хорошо подходит тем, у кого нет возможности хранить и перевозить классическую вёсельную. При этом надувная лодка ничем не будет уступать остальным. Её можно применять не только для водных прогулок, но и для рыбалки, сплавов по рекам, рафтинга и даже для морских экспедиций.

Варианты использования лодки напрямую зависят от типа и исполнения её дна:

  1. Лодка с мягким надувным дном (низкого давления). Легко собирается, так как не требует снятия пола. Достаточно просто надуть, и лодка готова к использованию. В этом же её плюс при хранении и транспортировке. Дополнительное преимущество — лёгкость и её небольшая осадка, что позволяет использовать такую лодку на мелководье.
  2. Лодка с надувным дном высокого давления. Тоже достаточно лёгкая, которую просто собирать и хранить. При этом такие лодки более прочные — отлично держат среднюю волну (не опрокидываются) и имеют большую грузоподъёмность. Пожалуй, единственный их минус в том, что обычным насосом её не надуть — понадобится автомобильный компрессор.
  3. Лодка с жёстким съёмным дном-сланью. Это одна из самых надёжных лодок.  Её жёсткое дно устойчиво и практично. Но если баллоны (боковые части лодки) и можно сдуть, то дно никак не сложишь и не свернёшь. Поэтому такую лодку придётся перевозить на прицепе и хранить в боксе. Кроме того, с жёстким дном вы будете ощущать все неровности при движении по неспокойной воде или мелководью.
  4. Лодка с жёстким несъёмным дном или жёстко-надувная лодка (rigid-inflatable boat, RIB). Гибрид надувной и корпусной лодки, сочетающей цельное жёсткое дно (чаще сделанного из стеклопластика или алюминия) и надувные баллоны. Считаются непотопляемыми. Очень прочные, но для гребли тяжёлые. Обычно на такие лодки устанавливают мотор мощностью в 50 л. с. или больше.

Также лодки различают по форме дна. Плоскодонные лодки хорошо держатся на воде, быстро готовятся к спуску на воду, но имеют плохую устойчивостью на курсе. Лодки с килем — в том числе надувным, лучше управляются, но больше весят.

Пакрафт. Фото: pexels.com

Самые распространённые материалы, из которых делают современные надувные лодки:

  1. Резина. Уже устаревший материал, который быстро изнашивается и легко повреждается.
  2. Полиэстер с поливинилхлоридным покрытием (ПВХ). Это прочный материал, который устойчив к ультрафиолетовому излучению и воздействию химикатов. Но со временем теряет эластичность, особенно при продолжительном использовании зимой.
  3. Гипалон (hypalon). Это синтетический каучук, который считается более прочным и долговечным, нежели ПВХ. Правда, при этом тяжелее и дороже.
  4. Нейлон. Это лёгкий и прочный материал, который хорошо держит форму. Но проигрывает ПВХ или гипалону в устойчивости к ультрафиолету и химикатам.
  5. В последнее время среди городских жителей, которые лишь изредка выбираются на водоём, стали популярны пакрафты. Это компактные надувные лодки, вместительностью 1−2 человека, которые в сложенном виде весят не более 3−4 килограммов. Такой мешок, похожий на спальный, можно взять в пеший поход или прикрепить к велосипеду. В комплекте также складное двухлопастное весло.

Пакрафты делают из прочных материалов, что позволяет использовать их даже в экстремальных условиях — например, зимой или в высокогорье, а также на бурной реке. При этом благодаря своему размеру они манёвренны и легки.

Цены

Надувные лодки:

  • Intex 58357, 2-местный (взрослый + ребёнок) пакрафт, из ПВХ вместе с вёслами и насосом — 4 310 рублей;
  • Bestway 65156 Voyager, 4-местная лодка из многослойного винила вместе с веслами и насосом — 12 000 рублей;
  • Фрегат М−1 Оптима Лайт, 1-местный пакрафт из ПВХ с небольшими вёслами-гребками, сумкой для транспортировки и ножной помпой (насосом) — 12 500 рублей;
  • Фрегат 280 Е, 3-местная с увеличенной вместимостью и грузоподъёмностью, с возможностью установки мотора, с вёслами и насосом — 23 000 рублей;
  • Hunterboat Стелс 315 Аэро, 3 -местная из ПВХ со стационарным надувным дном, с вёслами и насосом — 50 700 рублей.

Байдарки

Байдарка. Фото: pexels.com

Выбор байдарки также в первую очередь зависит от того, где и как вы собираетесь плавать.

Основные виды байдарок:

  1. Туристические байдарки. Предназначены для длительных путешествий по рекам, озёрам и прибрежным морским районам. Они устойчивы, при этом имеют хорошую скорость. Но главная их особенность — наличие вместительных отсеков для хранения снаряжения.
  2. Речные байдарки. Спроектированы для сплава по рекам с быстрым течением и порогами. Они манёвренные, короткие, устойчивы к ударам, часто с усиленным корпусом.
  3. Морские байдарки. Предназначены для плавания по морям и океанам. Имеют длинную и узкую форму для лучшей проходимости по волнам, а также водонепроницаемые отсеки для снаряжения.
  4. Прогулочные или рекреационные байдарки. Предназначены для отдыха и коротких прогулок по спокойным водоёмам. Широкие и стабильные, лёгкие в управлении, подходят для новичков.
  5. Байдарки для рыбалки. Более устойчивые, имеют держатели для удочек, места для хранения рыболовных снастей.

По типу конструкции и материалу байдарки можно разделить на:

  1. Пластиковые (полиэтиленовые). Такие байдарки прочные и недорогие, устойчивые к ударам и царапинам. Могут нести больше веса. Но главное — пластиковые байдарки, благодаря жёсткой конструкции, имеют хорошие ходовые характеристики. Они лучше разгоняются и хорошо держат выбранный курс. Главный минус пластиковых байдарок в том, что их нельзя разобрать и сложить в мешок. И даже на воде они тяжелее других.
  2. Сделанные из композиционных материалов (стеклопластик, кевлар, углеволокно). Лёгкие, жёсткие материалы с отличными эксплуатационными характеристиками, но стоят дороже всего и менее устойчивы к ударам.
  3. Каркасные. Состоят из жёсткого каркаса, который обтянут пластичным материалом. Они более скоростные, чем надувные байдарки, хотя и уступают по этому параметру пластиковым. А также высокую курсовую устойчивость. В то же время каркасная байдарка много весит и долго собирается.
  4. Надувные — чаще всего основным материалом служит ПВХ. Имеют небольшой вес, легко собираются, удобны для хранения и транспортировки. Отлично подходят для сплавов и прохождений порогов, так как столкновения с камнями и другими препятствиями им не страшны. В то же время надувные байдарки неустойчивы во время волн и не столь быстроходны и манёвренны, так как не имеют жёстких элементов конструкции. Ну и, как в случае с любыми надувными лодками, такие байдарки поддвержены риску прокола. Также нужно учитывать, что надувные байдарки обладают наибольшей парусностью — т. е. сильно зависят от ветра. Поэтому плавать в ветреную погоду по морю, озеру или даже по широкой реке будет крайне сложно.

Каяк. Фото: pexels.com

При выборе также обращайте внимание на длину и ширину байдарки:

РазмерХарактеристики
Длиннакороткие (до 3 метров)лёгкие в управлении, идеальны для рек и озёр
средние (3−4 метра)универсальные, подходят для большинства условий
длинные (от 4 метров)лучше подходят для морских путешествий и длительных экспедиций, обеспечивают лучшую скорость и курсовую устойчивость
Ширина
узкие (менее полуметра)быстрые, но менее стабильные. Подходят для опытных пользователей
средние (60−70 см)наиболее универсальные, хорошо сбалансированы по скорости и стабильности
широкие (от 70 см)хорошо держаться на поверхности, идеальны для новичков и рыбалки

Дополнительные аксессуары для байдарок:

  • Руль, который помогает управлять, особенно на больших водоёмах.
  • Скег — съёмный плавник, который улучшает прямолинейность движения.
  • Аутригеры — надувные поплавки, которые обеспечивают дополнительную остойчивость.
  • Защитный фартук — дополнительный слой с отверстиями для пассажиров, который защищает от воды.
  • Отсеки для хранения — в том числе герметичные и багажные.

К слову, байдарка — это срединный универсальный вариант. Есть ещё крайности в виде каяка и каноэ.

Каяк меньше байдарки и за счёт этого более манёвренный тип лодки, который больше подходит для сплавов по рекам и прохождения порогов.

Каноэ — более широкая лодка, которую предпочитают рыбаки. Правда, управлять каяком и каноэ сложнее, чем байдаркой.

Каноэ. Фото: pexels.com

Цены

Надувные байдарки:

  • Stream «Хатанга−1 Lite», 1-местная из ПВХ — 26 000 рублей;
  • Вольный ветер «Тайга 520», 3-местная из ПВХ, полиуретана и полиэстера — 51 300 рублей;
  • Тритон Вуокса Н−3, 2-местная с дополнительным местом для багажа из ПВХ — 117 500 рублей.

Каркасные и каркасно-надувные байдарки:

  • Маринка 1, 1-местный каркасно-надувной каяк — 44 000 рублей;
  • Тритон Нева−2, 2-местная каркасная байдарка — 86 000 рублей;
  • «Варзуга Н−3», 3-местная каркасно-надувная с рулевым управлением — 115 000 рублей.

Пластиковые байдарки:

  • Старт, 2-местная байдарка из пластика — 40 000 рублей;
  • RST Ривьера, 1-местный пластиковый каяк из полиэтилена — 50 500 рублей;
  • Спутник, 2−3-местная байдарка из полиэтилена — 72 600 рублей.

Сапборд

Сапбординг (SUP, от англ. Stand Up Paddleboarding) — это водный вид спорта, при котором спортсмен гребёт веслом, стоя или сидя на доске. Саму доску называют сапбордом или просто сапом (SUP).

В последнее время такой отдых стал очень популярным благодаря своей доступности. Плавать на доске можно на любом спокойном водоёме, особых навыков это не требует, а сам сап стоит относительно недорого.

В первую очередь сапборды можно поделить на два больших класса — надувные и жёсткие. Надувные чаще всего делают из ПВХ, которые также могут делиться на однослойные и двухслойные. Последние более жёсткие и надёжные.

Жёсткие доски делают из пластика, дерева, стекловолокна, углерода, бамбука и других лёгких материалов. Внутри они чаще всего заполнены вспененным пенопластом, что обеспечивает им большую прочность.

Как и в случае с байдарками или лодками, надувные сапы удобнее хранить и перевозить. Но жёсткие превосходят их по ходовым качествам.

Сап. Фото: pexels.com

Основные виды сапбордов:

  1. Универсальные (All-around). Широкие (от 80 см) и стабильные, а потому устойчивые и достаточно манёвренные. Можно использовать в различных условиях — от спокойных озёр до небольших волн. Эти сапы идеальны для начинающих.
  2. Туринговые (Touring). Предназначены для долгих прогулок по воде. Имеют длинную и узкую форму, что обеспечивает лучшую скорость и прямолинейность движения.
  3. Гоночные (Race). Предназначены для соревнований. Очень длинные и узкие, с острым носом. Требуют специального опыта для управления.
  4. Сапсерф (Surf). Разработаны для катания по волнам с веслом. Короткие и манёвренные, с изогнутым носом и хвостом. Для спокойной воды такие доски не подходят. Долго плавать на них тоже не получится.
  5. Сап для йоги и фитнеса. Это широкие и стабильные, с нескользящим покрытием доски, на которых можно заниматься йогой, пилатесом и фитнесом. Тренировочная нагрузка увеличивается за счёт того, что спортсмену нужно стараться удержаться на доске, выполняя упражнения.

Помимо доски также понадобится весло, насос (если сап надувной), ремень безопасности (leash), которым вы должны привязать себя к доске.

Кроме того, не лишним могут быть:

  • гидрокостюм;
  • непромокаемая сумка для хранения вещей (хотя бы маленькая для смартфона);
  • крепление для багажа, которое позволяет взять на борд немного вещей.

Цены

Надувные сапы:

  • SUP-SUN, универсальная, двухслойная доска — 19 000 рублей;
  • CETANA RIPPLE, универсальная + для йоги, двухслойная — 28 000 рублей;
  • Gladiator PRO 11.4, универсальная + для сплава, двухслойная —  61 000 рублей.

Жёсткие сапы:

  • AZTRON Eclipse Soft-Top, универсальная, из стекловолокна — 44 000 рублей;
  • FUJI Touring, для путешествий, из пластика — 63 000 рублей;
  • Jobe Bamboo Ventura, прогулочная, из бамбука — 82 000 рублей.

Так что же выбрать для плавания?

Оптимальную лодку выбрать непросто. Потому что это всегда компромисс. Если вы выигрываете в одном её качестве, то теряете в каком-то другом. Например, узкая лодка проигрывает в устойчивости более широкой. Но зато быстрее плавает. Деревянная, алюминиевая или пластиковая лодка, очевидно, прочнее надувной. Но тяжелее и маломобильнее — её неудобно доставлять к водоёму.

Если вы собираетесь изредка ходить в одиночку по спокойным водоёмам недалеко от берега, а вашей целью является не только любование красотами, но и активное движение, то идеальным будет сапборд или каяк. Нескольких часов под солнцем вам будет достаточно, чтобы накататься и сойти на берег. Для дальнего плавания они всё равно не подойдут, так как не позволяют взять на борд много вещей.

Если любите рыбачить или неспешно плавать с друзьями, то для этих целей уже лучше подойдёт надувная лодка.

Если вам нужно средство только для того, чтобы в пешем или велопоходе преодолевать водные преграды, сплавляться по мелководью, берите пакрафт. Но много вещей на нём не перевезёшь.

Прохождение порогов. Фото: pexels.com

Для сплавов и продолжительных путешествий отличным вариантом станет байдарка. Количество мест должно совпадать с числом пассажиров байдарки. Не берите двухместную, если чаще придётся плавать в одиночку. Даже если вы заполните второе место вещами, управлять такой байдаркой будет непросто. Она будет проседать и вертеть носом.

Так же учитывайте, что чем длиннее маршрут, тем более надёжным и быстроходным должно быть судно. Надувная байдарка подходит для этого хуже, чем пластиковая или хотя бы каркасная или каркасно-надувная. А пакрафт для этих целей не годится вообще.

Если есть возможность привозить лодку к водоёму на машине, то можно пожертвовать её весом ради других преимуществ — например, размера, быстроходности и более прочных материалов.

4
0
124
5
Рейтинг статьи 5 из 5