Как выбрать велосипед взрослому человеку?

Денис Калугин
Денис Калугин Денис Калугин
705
Специализация: Инвестиции, банки, экономика, недвижимость, реальный сектор
Задать вопрос
13 минут чтения
1
0
97
Комментировать

Каждый, кто хоть раз заходил в веломагазин, видел массу моделей, которые, кажется, отличаются только ценой. Возникает вопрос, какой купить? В чём разница между байком за 20 000 рублей и за 300 000 рублей? И зачем нужна вся эта информация о каких-то видах тормозов, количестве скоростей и материале рамы. Расскажем, как подобрать велосипед именно под свои цели, на что обратить внимание при покупке хоть нового велосипеда, хоть б/у и на чём можно сэкономить.

Как выбрать себе велеосипед? Фото: flectone.ru

Прежде всего нужно определиться, для чего именно вам нужен велосипед. Кататься на выходных по паркам или ездить на нём на работу. А может, вы собираетесь отправиться в многодневное путешествие или научиться выполнять какие-то трюки — ездить на заднем колесе или прыгать по лестницам.

Выбор велосипеда зависит от:

  • цели использования;
  • типа местности;
  • уровня подготовки;
  • личных предпочтений.

Нет смысла переплачивать за навороченный велосипед, если вы собираетесь изредка ездить по парку. С другой стороны, если вы планируете спускаться на нём с гор, то лучше позаботиться о надёжности. Безопасность прежде всего, а её могут обеспечить проверенные временем производители, чьи велосипеды, как правило, стоят дорого.

Городской велосипед

Городской прогулочный велосипед. Фото: windsolarosbenergy.com

Это универсальный велосипед, который предназначен для неспешной езды по городу, паркам и велодорожкам. Имеет меньше всего сложных и дорогостоящих элементов. Его конструкция позволяет сидеть прямо на большом комфортном седле. У велосипеда одна или несколько скоростей. Рама низкая, чтобы можно было ездить в повседневной одежде, а девушкам даже в платьях. У велосипеда большие колёса с крыльями для защиты от грязи. Часто городские велосипеды комплектуются багажником, корзиной, подножкой, фарами и другими дополнительными навесами.

Городские велосипеды, в свою очередь, могут подразделяться на круизёры и складные. Первые массивные и тяжёлые, напоминающие внешне ретро-велосипеды. Вторые из-за складной конструкции удобно перевозить в лифте, общественном транспорте или багажнике авто, но у них маленькие колёса, поэтому о скорости и всепроходимости речи не идёт.

Предназначение: поездки по городу, лёгкие трейлы.

Плюсы и минусы: велосипед хорошо подходит для спокойных и не очень длительных прогулок. Но ездить на нём на длинные расстояния или с большой скоростью не получится.

Цены на складные велосипеды китайского производства Reid или российского Stels начинаются от 23 500 рублей. Классический городской немецкой фирмы Aspect можно купить за 50 000 рублей. Тайваньский Merida — за 90 000 рублей, а американский Electra — за 180 000 рублей.

Шоссейный велосипед 

Шоссейный велосипед. Фото: rudrasofttech.com

Шоссейные велосипеды специально разработаны для скоростной езды по асфальтированной дороге. Они обычно имеют лёгкую раму из углепластика (карбона) или алюминия, скрученный руль и высокую посадку седла для аэродинамической позиции велосипедиста. Покрышки узкие и лысые — для хорошего наката. По этой же причине у такого велосипеда отсутствуют амортизаторы. Без них велосипед едет быстрее, правда «ловит» каждую неровность дороги.

Предназначение: гонки по шоссе, тренировки, длительные велозаезды.

Плюсы и минусы: велосипед вполне подходит для повседневной езды по городу на работу. Для этого даже необязательно иметь велогоночную экипировку. Подойдёт любая спортивная одежда, или даже повседневная городская — типа джинс, рубашек, футболок, толстовок, лёгких курток. В некоторых случаях шоссейник может стать даже предпочтительнее автомобиля или общественного транспорта. Особенно если нужно ехать на небольшие расстояния (до 10−20 километров). Он лёгкий и быстрый.

Главный минус шоссейного велосипеда — его цена. Это один из самых дорогих видов велотранспорта. В копеечку могут обойтись и детали в случае поломки. Так же нужно учитывать, что шоссейный велосипед может не подойти для многих наших городов, так как ему нужна ровная дорога. Никаких обочин и грунтовок. Придётся ехать по трассе вместе с машинами.

Цены: дешёвых шоссейных велосипедов не может быть по определению. Если вам нужен именно шоссер, но при этом не хватает на новый, то лучше поискать б/у.

Простейший шоссейный велосипед, который можно признать неплохим (для непрофессионалов) от известной тайваньской фирмы Giant, австрийской Welt, индонезийской Polygon можно найти за 100 000 рублей.

Швейцарский SCOTT, американский Trek или юарский Titan продаются за 250 000 рублей. За 500 000 рублей можно купить шоссейник легендарной итальянской фирмы Colnago.

Горный велосипед (MTB, маунтинбайк)

Горный велосипед. Фото: pierrelotitepesi.com

Как понятно из названия, велосипед в первую очередь предназначен для поездок по горной и пересечённой местности. Но он же неплохо подойдёт для любого бездорожья и для городского режима, где часто приходится прыгать по бордюрам. Велосипед имеет прочную раму, амортизационную вилку (иногда на оба колеса), широкие покрышки с глубоким протектором и мощные тормоза.

Предназначение: катание по горным трейлам и лесам, спуски по бездорожью.

Плюсы и минусы: преимуществами таких байков являются удобная посадка и вездеходность. Но ездить по асфальту на нём будет сложнее, чем на городском велосипеде. Всё же он предназначен для бездорожья.

Цена на горные велосипеды российской фирмы Forward начинается от 20 000 рублей. Welt, Aspect — 40 000−50 000 рублей. Немецкий Cube — от 100 000 рублей.

Гибридный велосипед

Гибридный велосипед. Фото: yahoo.aleado.ru

Это универсальный велосипед, предназначенный для езды как по городу, так и по пересеченной местности. Он сочетает в себе характеристики горных и шоссейных велосипедов.

У него более прочные и тяжёлые колёса, чем у шоссеров, толще покрышки с протектором, который позволяет ездить по дорогам с разным покрытием. Впереди стоит амортизационная вилка. Можно установить крылья — тогда в дождь брызги не будут лететь на спину. У некоторых моделей стоят дисковые тормоза, что более надёжно. При этом рама максимально приближена к шоссейной, и посадка будет соответствующей.

Сюда же условно отнесём гравийные, циклокроссовые и туристические велосипеды. Первые два позволяют быстро ездить по пересечённой местности. Это фактически шоссейники с мощными колёсами. Последний же позволяет отправляться в многодневные путешествия. Он имеет удобную посадку, чтобы можно было долгое время проводить в движении. А также багажники для рюкзаков и других вещей. Хорошо подходит не только туристам, но и рыбакам.

Предназначение: поездки по городу, прогулки на природе, многодневные путешествия.

Плюсы и минусы: как и любой компромисс, гибридный велосипед не может быть в полной мере ни городским, ни горным. Для полноценных поездок по бездорожью он будет недостаточно прочным. Для езды по хорошей дороге — тяжёлым. Но если вы живёте в сельской местности, или хотите себе второй велосипед, то этот вариант очень даже неплох.

Цены: российский велосипед Stark — от 50 000 рублей, Welt — от 70 000 рублей, Aspect — от 100 000 рублей.

BMX 

BMX. Фото: inceseravm.com

Этот велосипед для тех, кто вдруг захотел научиться вертеть сальто в воздухе. BMX (bicycle motocross) специально создан для прыжков и трюков. Изначально предназначался для того, чтобы любители мотокросса могли тренироваться и отрабатывать необходимые спортивные элементы без мотоцикла. Отсюда и название — велосипедный мотокросс. Теперь же это самостоятельная спортивная дисциплина.

Имеет низкую, короткую и прочную раму, маленькие колёса и мощные тормоза. Внешне похож на детский, или, по крайней мере, подростковый велосипед.

Предназначение: экстремальное катание, трюки, соревнования BMX.

Плюсы и минусы: из плюсов — можно научиться выполнять трюки (если есть желание). Всё остальное — сплошные минусы. Ездить на нём практически невозможно. Да он для этого и не предназначен.

Цены: Forward, Welt — 25 000−30 000 рублей, Polygon — от 40 000 рублей, Giant — от 100 000 рублей.

Выбор велосипеда по росту и весу

Подходящий размер рамы велосипеда зависит от вашего роста. Определить соответствующий размер велосипеда поможет специальная таблица.

Таблица размеров рамы. Фото: Выберу.ру

Но если есть возможность, то лучше самому примерить высоту рамы. Для этого перекиньте ногу через седло и встаньте так, чтобы верхняя труба рамы находилась между ногами. Как вы понимаете, металлическая часть не должна упираться в тело. Лучше иметь в запасе как минимум 10 см свободного пространства. В случае непредвиденной ситуации при езде, вы избежите травм.

Если вы покупаете велосипед онлайн, то на всякий случай рассчитайте высоту рамы самостоятельно, измерив длину ноги. Для этого вам нужно встать прямо и измерить длину ноги от пола до паха по внутренней стороне бедра.

Полученную длину в сантиметрах умножьте на 0,57 для горного велосипеда или на 0,66 для шоссейного. Чтобы перевести размер из сантиметров в дюймы, поделите полученное число на 2,54. Так вы узнаете размер необходимой вам рамы.

Более тонко подстроить велосипед под себя можно благодаря изменению высоты седла и выноса руля. От этого будет зависеть ваша посадка и стиль езды. Правильной считается та, при которой ноги в нижнем положении педалей вытягиваются практически полностью — стопа должна плотно касаться педали, а колено оставаться чуть согнутым.

Если вы едва достаёте до педалей, седло нужно опустить. Если колени постоянно находятся в согнутом положении, седло нужно поднять. При этом следите за тем, чтобы спина оставалась прямой, а нагрузка распределялась равномерно — и на таз, и на руки.

Отнеситесь к выбору размера рамы ответственно! Слишком большим велосипедом будет трудно управлять и контролировать движение. Слишком маленький — неудобен и даже травмоопасен при длительных поездках.

Некоторые модели велосипедов имеют ограничения по весу, которые также нужно учитывать при покупке. Обычно предельные нагрузки указываются для конкретной модели. Но для людей весом до 100 кг подойдёт практически любой велосипед.

Наконец, помните, что чем легче материал рамы, тем меньше он служит. Карбон менее прочен, чем алюминий, а тот, в свою очередь, чем сталь. Так что за лёгкую езду приходится платить долговечностью. Впрочем, даже алюминиевой рамы хватит минимум на 10 лет, а там и новый велосипед захочется.

Технические особенности: на что обращать внимание?

Теперь давайте рассмотрим основные элементы велосипеда. От них будет зависеть его цена и удобство использования.

Рама. Основная деталь велосипеда, которая держит все остальные компоненты. Рама может быть сделана из различных материалов, от которых зависит общий вес велосипеда, долговечность и цена.

Самый современный, самый лёгкий и самый дорогой материал — карбон. Вес велосипеда с такой рамой может уложиться в 10 кг. Сама рама при этом выдерживает длительные нагрузки, правда может сломаться от сильных точечных ударов.

На втором месте по лёгкости идут алюминиевые рамы. Они практически не подвержены коррозии. Но могут накапливать «усталость» и со временем повышается риск того, что она треснет в самый неподходящий момент. 
Наконец, стальная рама — самая прочная. При этом, в отличие от алюминия, хорошо гасит вибрацию. Но главный недостаток стали — его вес. Это самая тяжёлая велосипедная рама. Впрочем, некоторые модели умудряются сохранять в себе баланс прочности и лёгкости даже со стальной рамой.

Вилка. Важная часть велосипеда, крепящая переднее колесо к раме. У всех горных велосипедов, а также некоторых гибридных и городских, вилка амортизационная. Она гасит неровности дорог, повышая тем самым комфорт езды. На шоссейных велосипедах стоят жёсткие вилки. Во-первых, они легче, во-вторых, не позволяют велосипеду раскачиваться, что сохраняет скорость.

Колёса. Размер колёс зависит от типа велосипеда.

20 дюймов. Этот размер колеса обычно используется в складных моделях и BMX. Он обеспечивает компромисс между манёвренностью и устойчивостью.

26−27,5 дюймов. Одни из самых распространённых размеров для горных велосипедов (MTB) и некоторых гибридных моделей. Предназначено специально для езды по грунтовым поверхностям, так как обеспечивает хорошую устойчивость и управляемость.

28 дюймов (622 мм ISO или 700c). Чаще всего встречаются на шоссейных, кроссовых (гибридных) и городских велосипедах. При этом у всех из них будет разная ширина. Колёса такого диаметра позволяют достичь более высокой скорости, обеспечивая стабильную и плавную езду.

29 дюймов («найнеры»). Это самый большой размер серийных велосипедных колёс, который используется на горных моделях. У них хорошая проходимость, более плавное преодоление неровностей и лучшее ускорение на открытых участках.

Шины (покрышки). Разные типы покрышек обеспечивают разную степень сцепления с дорогой, амортизацию и скорости. Всё зависит от ширины и рисунка протектора.

Самые узкие и практически «лысые» (слики и полуслики) покрышки ставятся на шоссейные велосипеды. У таких покрышек меньшее сопротивление, более жёсткая конструкция и лёгкий вес. Благодаря этому, велосипед по асфальту едет быстрее.

Самые широкие и с агрессивным рисунком установлены на горных велосипедах. Это позволяет им хорошо держаться даже на мокром грунте. Но из-за большого веса и глубокого протектора ездить на них по асфальту тяжело. Размеры покрышки — диаметр и ширина, обозначены на её боковой стороне.

Система передач. Включает в себя манетки, передний и задний переключатели, кассету, цепь и передние и задние звёзды. Эти компоненты позволяют велосипедисту выбирать скорость и лёгкость педалирования. Есть отдельный класс велосипедов, где до сих пор применяется одна передача. То есть никакого переключения скоростей нет (синглспиды — с одной скоростью и «фиксы» — от фиксированная передача). Но всё же большинство практически всех типов велосипедов — от городских и трюковых до шоссейников и MTB — являются многоскоростными. Самая известная и надёжная фирма по производству систем переключения — это Shimano.

Тормоза. Чаще всего бывают дисковыми (гидравлические и механические), ободными (гидравлические и v-brake) и барабанными (задними). На «фиксах» и BMX, как правило, тормоза не ставятся вовсе. В этом случае тормозят либо педалями, блокируя заднее колесо, либо ногами об покрышку или землю.

Чтобы затормозить с помощью барабанного тормоза, нужно просто начать крутить педали назад — против хода вращения. Такая тормозная система дешёвая, вообще не требует обслуживания и служит вечно. Из недостатков — срабатывает слабо и не одномоментно, не даёт прокрутить педали назад, всегда блокирует колесо, ставится только на модели с одной передачей. Для больших скоростей такой тормоз не годится, поэтому встречается лишь на старых велосипедах, дешёвых детских и некоторых городских.

Ободные — самые лёгкие по весу и простые по конструкции велосипедные тормоза. Вы давите на ручку, колодки зажимают с двух сторон обод колеса, и велосипед останавливается. Сейчас их в основном можно встретить на бюджетных горных велосипедах, гибридах и шоссейных. Из недостатков — менее эффективны во время дождя и грязи из-за скользкой поверхности. Ну, и сами колодки быстро изнашиваются, и их приходится периодически менять.

Наконец, дисковые тормоза. Для торможения применяется, как следует из названия, тормозной диск, который крепится на колесо. В отличие от ободного, этот тормоз прижимает колодку не к ободу, а к диску. Он изготавливается из твёрдых сплавов стали. Поэтому главный недостаток диска — вес. Кроме того, колодки приходится настраивать по мере их истирания. Зато такие тормоза надёжно работают в любую погоду и являются самыми эффективными из всех велосипедных.

Есть ещё гидравлические дисковые тормоза. Разница заключается в том, что велосипедисту для торможения не нужно применять физическое усилие при нажатии ручки. Всю работу за него сделает гидравлика. Преимущество можно сравнить с гидроусилителем руля автомобиля, который мы крутим без напряжения. Минус такого велотормоза — цена, дорогое обслуживание и сложный ремонт. Зато он не требует постоянной настройки и также мощно работает хоть в дождь, хоть в слякоть.

Руль. У любого велоруля одна задача — поворачивать колесо. Он не имеет никаких сложных механизмов и отличается только по форме. Поэтому вы можете подобрать себе любой. Главное, чтобы им было удобно пользоваться.

Прямой руль ставят на горные велосипеды и гибриды. У городских и прогулочных велосипедов ручки руля могут быть загнуты по направлению к седлу. Велосипедист при этом сидит прямо. Руль у шоссейных — это так называемые «бараньи рога» или просто «баран», изогнутый вниз. Велосипедист буквально лежит на нём, что обеспечивает хорошую аэродинамику при движении.

Седло. Наконец, последняя важная часть велосипеда — это та, на которой сидит велосипедист. Седло должно быть удобным и функциональным. Поэтому  у городского велосипеда оно широкое, мягкое и пружинистое, а у спортивного — узкое и жёсткое.

Как не переплатить 

Понятно, что чем проще будет велосипед, тем дешевле он вам обойдётся. Именно поэтому в какой-то момент у курьеров и молодёжи вошли в моду «фиксы» и синглспиды. По сути, это рама, колеса, руль и седло. Ни скоростей, ни тормозов, ни других «наворотов». Можно начать отталкиваться от такой «нулевой» модели. Подумайте, важны ли вам передачи, обязательно ли нужны гидравлические тормоза или вы обойдётесь механическими и т. д.

К тому же учитывайте, что дорогой велосипед — это вовсе не гарантия того, что вы будете ехать быстрее, комфортнее, а ремонтировать его реже. Тот же сингспид за счёт своей лёгкости всегда будет обгонять вас, если вы едете по городу на горном велосипеде.

Что делает велосипед дорогим:

  1. У дорогого велосипеда прочная и лёгкая рама. Да, если это известный бренд. Но если вы не собираетесь участвовать в велогонках или с утра до вечера прыгать по трамплинам, то вам она и ни к чему. Для прогулок по парку и даже ежедневным поездкам по городу, вполне подойдёт алюминиевая или стальная. Едва ли вы сломаете раму при обычных нагрузках.
  2. Дорогим велосипед делают навесное оборудование (система переключения передач) и тормоза. Это тоже правда. Но опять же — если вы не считаете доли секунд, за которые доехали до дома, то едва ли заметите большую разницу между дорогой моделью и вашей. Shimano может стоять как на крутых байках, так и на бюджетных. Это будут разные по классу элементы, но в обоих случаях качественные. Плавность переключения передач, лёгкость хода и другие приятности — это всё важно, но во многом субъективно. Тормоза же вообще нужно выбирать в зависимости от того, как и где вы собираетесь ездить. Даже на дорогих шоссейниках будут стоять ободные.
  3. Дорогой байк — хорошие колёса. Уж точно нет смысла покупать дорогой велосипед из-за более качественных колёс. Сейчас все производители делают неплохие колёса. Лучше обратите внимание на резину. Её желательно выбирать у известных брендов. В конце концов, покрышки можно купить отдельно к любому велосипеду. 
    Нет смысла гнаться за брендами. Если не хватает на среднеуровневый байк из линейки хорошего производителя, то лучше взять велосипед менее известного бренда, ориентируясь на качество рамы и оборудования.

Как покупать поддержанный велосипед 

Те же советы можно дать, если вы решите покупать б\у велосипед. В первую очередь обратите внимание на состояние рамы. Её нужно тщательно осмотреть на предмет сколов, вмятин и трещин. От царапин, к сожалению, никуда не деться. Они будут практически, на любом поддержанном велосипеде. Но лучше с ними, чем это будет кустарным образом перекрашенный велосипед. Это может говорить о том, что он уже ремонтировался или был угнан. Нельзя брать велосипед и с заваренной трещиной. Это уже его самое слабое место.

Учитывайте, что алюминиевая рама у ретро-байка 80-х годов, скорее всего, уже на пределе своих возможностей. То же касается и поддержанных дешёвых моделей из мегамаркетов. Прошлый хозяин наверняка уже выжал из него всё, что можно. Вам останется лишь ремонтировать его и менять детали.

Осмотрите состояние всех элементов велосипеда. Ничто не должно издавать лишних неприятных шумов и тем более заедать. Амортизационную вилку можно понажимать — она должна ходить плавно и беззвучно. Скорости должны легко переключаться, не перескакивая звёзд. Колёса — вращаться ровно и долго. Для их проверки велосипед лучше перевернуть и поставить на седло и руль или приподнять. Небольшой люфт допустим, но если «восьмёрку» видно невооружённым глазом, то от покупки лучше отказаться. Также прокрутите педали и измерьте цепь. Для этого понадобится специальный инструмент — измеритель износа цепи.

Обязательно покатайтесь на велосипеде перед покупкой хотя бы по двору. Хорошо, если владелец первый и ухаживал за байком. Тогда он наверняка должен знать модель, год выпуска, ростовку, название оборудования, что пришлось поменять и как часто велосипед обслуживался.

Не забывайте торговаться. Всё, что вызывает сомнение — повод попросить скидку. Сэкономленные деньги пойдут на новые детали.

Алгоритм приобретения велосипеда

Вот несколько ключевых шагов, которые помогут вам выбрать подходящий велосипед:

  1. Определитесь с типом велосипеда. Подумайте, для чего он вам нужен. Где и как вы будете чаще всего на нём ездить. Город, дача, междугородняя трасса, лес, горы — для всего этого нужны разные типы велосипедов.
  2. Определите размер рамы. Она должна соответствовать вашему росту и физическим параметрам. Как правило, производители и продавцы предоставляют таблицы размеров конкретной модели.
  3. По возможности протестируйте несколько велосипедов. Покатайтесь на велосипедах разных типов, чтобы определить, какой из них лучше соответствует вашим потребностям и комфорту.
  4. Обратите внимание на дополнительные характеристики. Учтите такие параметры, как тип тормозов (дисковые или ободные), количество скоростей, тип подвески (если речь идёт о горном велосипеде), амортизацию и т. д.
  5. Учитывайте ваш бюджет. Нет смысла переплачивать за навороченный шоссейный, если вы не собираетесь участвовать в соревнованиях. Но и самый дешёвый (в простонародье «ашанбайк») тоже покупать не стоит. Его может не хватить и до конца сезона. Лучше взять один и надолго, чем менять каждый год, да ещё и возиться с ремонтом.

Независимо от выбранного велосипеда, помните о безопасности и используйте шлем и другие средства защиты при катании.

1
0
97
5
Рейтинг статьи 5 из 5