×

Исследование уровня финансовой грамотности населения

Цели исследования

  • Изучить уровень финансовой грамотности российского потребителя финансовых услуг
  • Повысить уровень финансовой грамотности населения
  • Защитить потребителя финансовых услуг от мошенников
  • Выявить основные каналы связи потребителя и регулирующих структур
  • Повысить доступность просветительских проектов в области финансов
Евгения Лазарева
Директор фонда развития общественного мониторинга и защиты прав потребителей финансовых услуг «За права заемщиков»
В 2017 году правительством была утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ на 2017–2023 гг. Действительно, можно отметить, что в последние годы уровень финансовой грамотности россиян рос, но ее общий уровень, к сожалению, остается достаточно низким. Чтобы граждане научились нести ответственность за свои финансовые решения, а не ждать, что за них это сделает государство, отстаивать свои права потребителей финансовых услуг, распознавать уловки мошенников, требуется долговременная систематическая работа. И оценивать, насколько задачи, поставленные в далёком 2017 году выполнены – сложно. Поэтому мы считаем важным выяснить, какие усилия для финансового просвещения граждан оправданы, что потребителями воспринимается, какие программы и формы приносят пользу. Строится ли эта работа с учетом доли просроченных долгов жителей регионов, статистики банкротств, количества жалоб на взыскателей и других печальных последствий безграмотного потребления финансовых услуг? Нам важно понять, какой набор инструментов применяется для этого, насколько они оправданы и какой дают результат.
Григорий Бурденко
Генеральный директор Выберу.ру
Последние несколько лет есть четкий тренд на повышение финансовой осведомленности среди всех слоев населения. Вчерашние школьники активно осваивают инвестиционные стратегии, пенсионеры успешно копят кэшбек в мобильных приложениях банков. По данным нашего опроса, в 2023 году каждый 5 россиянин считал себя финансово грамотным. Однако на месте не стоит не только финансовый прогресс пользователей. Мошенники совершенствуют методы социальной инженерии, схемы обмана граждан становятся все более витиеватыми. Считаю, что для игроков финансового рынка важно не просто научить потребителя пользоваться преимуществами финансовых технологий, но и разъяснить, что делать, если человек если столкнулся с недобросовестными практиками на финрынке, стал жертвой мошенников и так далее. Чтобы понять нынешнее положение вещей и дать потребителям финансовых услуг именно ту информацию о финансах, которая им нужна, мы решили провести это исследование.

Контакты

Евгения Лазарева
Директор фонда развития общественного мониторинга и защиты прав потребителей финансовых услуг «За права заемщиков»
Анна Романенко
директор по коммуникациям Выберу.ру