Новости и статьи

ЦБ опубликовал антирейтинг банков: кто чаще всего нарушает наши права

1
0

Почему банки всё чаще нарушают права заёмщиков? Какие организации оказались самыми проблемными, и что делать, если вы столкнулись с навязанными услугами? Как поменялось поведение клиентов банков за последние годы? ЦБ подвёл итоги, а мы проанализировали рейтинг.

ЦБ подвёл рейтинг нарушителей среди банков на основе жалоб их клиентов. Фото: нейросеть

Центробанк впервые опубликовал рейтинг банков с наибольшим числом подтверждённых жалоб клиентов на кредитные процедуры. Согласно исследованию, Газпромбанк занял первое место среди крупных банков по доле нарушений в отношении заёмщиков. Регулятор учитывал не только количество жалоб, но и их соотношение с общей клиентской базой финансовых организаций.

Газпромбанк оказался лидером по числу жалоб клиентов. Фото «Выберу.ру»

Кто ещё попал в список?

В рейтинг небольших банков с высоким уровнем нарушений вошли 20 игроков. Лидером стал Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР), чей индикатор нарушений составил 11,93 — это самый высокий показатель среди всех участников.

Среди несистемно значимых банков лидером по жалобам оказался УбРиР. Фото «Выберу.ру»

Особенно часто проблемы возникали в АО «Почта Банк». Здесь регулятор выявил максимальную долю нарушений — 67%. Основные претензии касались навязывания дополнительных услуг при оформлении кредитов и недостаточного информирования клиентов. Это явное нарушение требований закона «О защите прав потребителей» (статья 16) и положений Федерального закона № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

На что жалуются клиенты банков?

Чаще всего заёмщики жалуются на:

  • навязывание допуслуг:
  • испорченные кредитные истории;
  • отказы в кредитных каникулах;
  • проблемы с погашением кредитов (например, ограниченность вариантов погашения).

Основные темы жалоб клиентов банков одинаковы: навязывание услуг, испорченные кредитные истории. Фото «Выберу.ру»

В тройку лидеров системно значимых кредитных организаций вошли АО «Россельхозбанк», ПАО «Банк ПСБ», Банк ГПБ (АО). У них – выше всех индикатор жалоб в расчёте на 100 000 кредитов.

Чаще всего жалуются заёмщики АО «Россельхозбанка». Фото «Выберу.ру»

Почему растёт число «банковских эксплуататоров»?

Проводя мониторинг, ЦБ выявил появление нового типа клиентов — так называемых «абьюзеров». Эти люди пользуются повышенными ставками по вкладам, которые банки предлагают для привлечения новых клиентов, но остаются лояльными только на короткий срок.

В среднем такой клиент сотрудничает с банком всего 2–3 месяца, использует один или два продукта. Затем переходит к конкурентам. Некоторые из них даже открывают новые счета через близких родственников, чтобы снова воспользоваться выгодными условиями. По оценкам экспертов, около трети вкладчиков сегодня относятся именно к этой категории.

Как меняется поведение россиян?

Структура сбережений среднестатистического россиянина также претерпела изменения. Доля депозитов и счетов в общем портфеле сбережений снизилась с 56,5% в 2019 году до 51,8% в 2024 году.

Это может быть связано с изменением предпочтений граждан. Также растёт популярность альтернативных способов хранения средств – инвестиции или покупка недвижимости. Всё это наблюдается даже на фоне высоких ставок по депозитам.

1
Поделиться

Поделитесь своим мнением:

0/2000