Помните те времена, когда западные компании уходили из России? Тогда они заявляли, что больше никогда, ни за что, ни при каких условиях не будут нас поддерживать. Прошло три года, и вот они снова у порога. Но проблема в том, что рынок уже не пренадлежит им, и власти это понимают. Разбираемся, примет ли их обратно Россия и на каких условиях.
Теперь процесс возвращения западных компаний должен быть максимально прозрачным. Как именно это будет реализовано, предстоит решить правительству. Президент в ходе съезда российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) поручил правительству разработать правила возвращения зарубежных брендов, при которых российские фирмы, занявшие освободившиеся ниши, останутся в приоритете:
Интересы российских компаний, предприятий, их сотрудников для нас будут всегда в приоритете. Именно с этих позиций будем рассматривать вопрос о возвращении на наш рынок зарубежного бизнеса
Российский бизнес занял ниши. Что с ним будет?
С 2022 года отечественные предприниматели вложили миллиарды в развитие собственного производства. Президент подчеркнул:
Да, компании некоторые собираются вернуться, мы знаем об этом <…> Но наши компании, которые находятся на их месте, находятся на разных стадиях инвестиционного цикла <…> Конечно, мы не имеем права подорвать эти планы и свести к нулю вложенные силы и средства
Ключевой вопрос — как теперь поступить с компаниями, которые заместили ушедшие бренды? Российские производители уже вложились в бизнес, а китайские конкуренты прочно закрепились на рынке. В такой ситуации вернуть западные компании безболезненно не получится.
Кто хочет вернуться?
Ходят разные слухи. Говорят, McDonald's хочет назад. Coca-Cola вроде бы тоже подумывает. Говорят про Adidas, Apple, BMW, даже про Visa и MasterCard. Компании пока не спешат рассказывать о своих планах и всё, что у нас есть — это инсайды и множественные комментарии политиков. Но раз активно обсуждаются условия входа на рынок зарубежных брендов, значит есть спрос. Вопрос только один: а российские потребители их ещё ждут?
Как подчеркнул президент, их возвращение возможно, но не на условиях прошлых лет. Иными словами, места на рынке больше нет, а вернуться можно только в конкурентной борьбе, без скидок и поблажек.
Пока что сенаторы уже предложили ввести фильтр, но только для автопрома: все привилегии и контроль будут у российских владельцев совместного производства. А для тех, кто вводил санкции путь на рынок большой страны будет вовсе закрыт. Кто знает, может быть к такому предложению прислушаются и даже распространят на другие сферы торговли.
Раньше западный бизнес чувствовал себя в России как дома. Теперь он гость, и не самый желанный. Им придётся конкурировать, доказывать свою полезность и играть по новым правилам. Так что можно возвращаться. Только не факт, что их здесь кто-то ждёт.