Всё больше людей присматриваются к криптовалютам как к инвестиционному инструменту, но не стоит забывать, что это высокорисковые активы. Здесь можно заработать, но и потерять деньги так же быстро. Поэтому важно не только выбирать, какие токены покупать, но и где ими торговать. Последний скандал с Hyperliquid показал, к чему могут привести ошибки в выборе площадки.
Манипуляции с рынком JELLYJELLY
В конце марта один из трейдеров на бирже Hyperliquid сделал ставку на падение цены токена JELLYJELLY. Для этого он открыл шорт-позицию — это значит, что он занял у биржи 8 млн долларов, чтобы продать токен по текущей цене, рассчитывая выкупить его дешевле и заработать на разнице.
Но в какой-то момент он убрал маржу — проще говоря, уменьшил сумму, которая служила залогом для сделки. Это привело к тому, что его позиция больше не соответствовала требованиям биржи. В итоге биржа принудительно закрыла его сделку, а сама передала актив в специальную систему (HLP), которая занимается такими убыточными позициями. Одновременно с этим разные инвесторы активно покупали JELLYJELLY на других площадках, что вызвало резкий рост стоимости актива: его капитализация выросла с 10 млн до 50 млн долларов всего за час.
Для Hyperliquid это обернулось серьёзными проблемами. В результате скачка курса и сомнительных транзакций образовался потенциальный убыток — если бы биржа попыталась закрыть позиции в тот момент, она потеряла бы 12 млн долларов. Этот убыток называют нереализованным, потому что он ещё не зафиксирован в виде реальных потерь — цена токена может измениться, и тогда ситуация улучшится или ухудшится. Если бы цена мемкоина JELLYJELLY продолжила расти, потери могли достичь 240 млн долларов. Это поставило бы под угрозу всю ликвидность биржи.
В этот момент Hyperliquid приняла решение закрыть рынок JELLYJELLY и заморозить торги по цене 0,0095 долларов за токен, хотя на других платформах он торговался по 0,50 долларов. В результате пользователи не смогли вывести свои активы по реальной рыночной стоимости.
Биржа объяснила свои действия, но пользователи остались недовольны
Hyperliquid заявила, что приняла решение после «подтверждения подозрительной рыночной активности» и добавила, что все деньги, которые потерли пользователями (за исключением тех, кого биржа сочла манипуляторами), вернут через фонд Hyper Foundation. Компенсации обещали выплатить автоматически в ближайшие дни.
Однако такое объяснение не устроило криптосообщество. Пользователи возмутились тем, что биржа в одностороннем порядке заморозила рынок JELLYJELLY, принудительно урегулировав все позиции по цене в 50 раз ниже рыночной.
Крах доверия: критика Hyperliquid и вывод средств
Реакция криптосообщества оказалась жёсткой. Гендиректор Bitget Грейси Чен назвала действия Hyperliquid «непрофессиональными и неэтичными» в своём блоге X (Twitter):
Это привело к потерям пользователей и вызвало серьёзные сомнения в честности биржи<…> Решение о закрытии рынка JELLY и принудительном урегулировании позиций по выгодной цене создаёт опасный прецедент. Доверие, а не капитал, является основой любой биржи (как CEX, так и DEX), и если его потерять, восстановить его практически невозможно.
Также она отметила, что, несмотря на позиционирование Hyperliquid как децентрализованной биржи, фактически она функционирует как офшорная CEX без KYC/AML (проверки личности и транзакций на риски), что создает условия для незаконных действий и манипуляций.
Binance воспользовалась ситуацией, а Hyperliquid сравнили с FTX
После скандала пользователи начали массово выводить деньги с платформы. По данным Lookonchain, за сутки с Hyperliquid вывели более 184 млн долларов. Цена токена HYPE (токен от блокчейна Hyperliquid) упала на 20%, хотя позднее частично восстановилась.
Пока Hyperliquid боролась с кризисом, крупнейшая биржа Binance увидела в этом возможность: она добавила фьючерсы на JELLYJELLY, что вызвало новый рост интереса к токену. После листинга его цена взлетела на 560%.
Многие эксперты сравнили ситуацию с печально известным крахом FTX, которая обонкротилась из-за финансовых махинаций. Об это высказалась и Грейси Чен:
Критики указали, что биржа позиционирует себя как децентрализованную платформу (DEX), но на деле действует как централизованная биржа (CEX), принимая решения без голосования сообщества и влияя на рынок.
Случай с Hyperliquid показал, что даже крупные криптобиржи могут менять правила в одностороннем порядке, если их финансовая устойчивость оказывается под угрозой. Это ставит под сомнение их надёжность, особенно если речь идёт о децентрализованных платформах, которые должны работать без вмешательства администрации.
В итоге можно понять простую вещь: в криптовалютном мире всё как в жизни. Никому нельзя доверять, особенно тем, кто громче всех кричит про честность. Возможно, где-то там, Сэм Бэнкман-Фрид из FTX вздыхает и думает: «Ну, хоть не я один такой».