«Совкомфлот» – один из самых неудачных примеров приватизации. После продажи части акций частным инвесторам в 2020 году их стоимость только снижалась. Всё изменилось после того, как западные страны ввели «потолок» цен на российскую нефть. То есть запретили страховать и обслуживать танкеры, которые перевозят нефть из РФ по цене выше 60 долларов за баррель. Во-первых, это привело к повышению стоимости морских перевозок. Во-вторых, к появлению так называемого «теневого» флота, который, несмотря на требования США и Евросоюза, продолжает перевозить российскую нефть и нефтепродукты по ценам выше «потолка». В итоге выручка и прибыль «Совкомфлота» рекордно выросли, а следом за ними и акции компании, которые подорожали за последний год почти в три раза. Но в феврале 2024 года США ужесточили санкции против «Совкомфлота». Как это отразится на бизнесе компании и ценных бумагах и какие дивиденды ждать по итогам 2023 года, разбирались опрошенные «Выберу.ру» аналитики.
График акций «Совкомфлота. Фото: moex.com
Из истории вопроса
Акции «Совкомфлота» торгуются на Московской бирже несколько лет. После размещения в 2020 году по 105 рублей в основном дешевели. Нисходящий тренд наблюдался до конца сентября 2022 года. В «дно» упёрлись на отметке 29,92 рубля за акцию.
С этого момента бумаги непрерывно растут. В начале января 2024 года, на пике, торговались по 145,86 рубля. Новогодний скачок объясняется выплатой промежуточных дивидендов — 6,32 рубля на акцию с отсечкой 7 января 2024 года.
С чем связан рост цен на акции «Совкомфлота»
«Драйверами роста акций «Совкомфлота» выступают, прежде всего, его впечатляющие финансовые результаты», говорит ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
«Рост финансовых показателей в разы», по словам аналитика, связан с резким повышением ставок фрахта из-за того, что западные страны ввели ценовой «потолок» для российской нефти. Так, в январе и феврале 2023 года стоимость аренды танкера подскочила до 35 100 долларов в сутки, хотя в 2022 году составляла 22 100 долларов. Но в дальнейшем этот фактор будет играть меньшую роль, хотя, скорее всего, сохранится в течение неопределённого времени.
К концу 2023 года ставки на перевозку нефти несколько снизились, потому что Россия перенаправила экспорт на восток. Однако в 2024 году «нарисовалась» новая причина для роста стоимости фрахта — проблемы с хуситами в Красном море и Суэцком канале, заметила аналитик «Цифра брокер» Наталия Пырьева.
Наталья Мильчакова также добавила, что из-за геополитической напряжённости в Красном море повышается роль Северного морского пути, как альтернативного канала доставки товаров из Европы в Азию, и «Совкомфлота», который давно бороздит Северный Ледовитый Океан. Как говорится, дорогу знаю, лёд рублю.
Рассмотрим санкции под микроскопом
Новые санкции США против «Совкомфлота» слегка остудили пыл инвесторов. После объявления ограничений акции подешевели до 131,59 рубля. Затем немного восстановились, но до прежнего уровня пока не отросли.
Чтобы разобраться, как санкции повлияют на бизнес компании, надо прежде разделить ограничения минимум на две части: против самого «Совкомфлота» и против танкеров компании.
Какие угрозы несут санкции против «Совкомфлота»
«Совкомфлот» и до февраля 2024 года был под санкциями США. Но теперь ограничения стали гораздо жёстче: американцы перенесли компанию из списка NS-MBS в список SDN. Если раньше компания не могла привлекать от американцев финансирование на срок больше 14 дней, то теперь запрещены любые операции, а активы в США, если таковые найдутся, будут заблокированы.
Ахиллесовой пятой в данном случае может стать единственная российская судоверфь для танкеров — комплекс «Звезда», который испытывал проблемы и без блокирующих санкций.
«Если «Звезда» продолжит задерживать сроки сдачи, это может стать проблемой», — подчеркнула аналитик.
Отдельного внимания заслуживают блокирующие санкции против «Арктик СПГ−2». Это совместное с НОВАТЭКом предприятие.
Чем опасны санкции против танкеров «Совкомфлота»
Также в конце февраля 2024 года американцы внесли в SDN-лист 14 танкеров компании. Последствия для судов несколько серьёзнее, чем для самого «Совкомфлота». Ведь в отличие от компании корабли бороздят морские и океанские глубины, а из-за ограничений они не смогут обслуживаться в компаниях США вне зависимости от того, на чьей территории те работают. Нельзя ни отгружать нефть, ни даже получать медицинскую помощь. По словам аналитика ФГ «Финам» Полины Щукиной, это «вызов для бизнеса».
Нужно заметить, что это не первые санкции против судов. США вводили ограничения в отношении танкеров и до этого. По данным Reuters, с октября 2023 года под американские санкции подпал 41 нефтяной танкер.
Чтобы обойти ограничения, суда меняли «прописку», а точнее, флаг, под которым ходят. Чаще всего, на Габон. Хотя власти африканского государства заявили, что исключат из судоходного реестра всех, кто ведёт «незаконную деятельность».
По оценке Натальи Мильчаковой, санкции против судов компании «могут увеличить операционные издержки». Но высокие цены на фрахт помогут компенсировать рост затрат.
Каковы перспективы акций «Совкоифлота»: прогноз экспертов
С учётом всех рисков, аналитики привели следующие оценки:
- ФГ «Финам» — остаточный потенциал в размере 4% до целевой цены 140,8 рубля.
- Freedom Finance Global — потенциал роста до 155 рублей.
- «БКС Мир Инвестиций» — 12-месячная целевая цена 160 рублей/акцию.
- «Цифра брокер» — целевая цена по акциям составляет 165 рублей, что предполагает апсайд ещё на 21% от текущих уровней.
Финальные дивиденды за 2023 год: прогноз экспертов
Дивиденды за 2023 год могут составить:
- «БКС Мир Инвестиций» — 10,97 рубля на акцию.
- ФГ «Финам» — 11,64 рубля на акцию.
- «Цифра брокер» — 12,7 рубля на акцию.
Наталья Пырьева добавила, что благодаря низкой долговой нагрузке и высокому операционному денежному потоку дивиденды в следующие 12 месяцев могут составить 19 рублей (14% доходности). «Цифра брокер» не исключает повышения таргета по дивидендам после публикации отчётности за 2023 год.
ФГ «Финам» более пессимистичен. На горизонте 12 месяцев прогнозирует дивиденды на уровне 16,9 рубля (доходность 12,5%).
В прогноз по дивидендам на ближайший год входят финальные дивиденды за 2023 год и промежуточные выплаты за шесть-девять месяцев 2024 года.
Вкратце о самом важном
Поскольку факторов роста для акций «Совкомфлота» немало, как и рисков, для лучшей наглядности приводим в таблице всё, чем с нами поделились аналитики.
Факторы для роста | Риски |
«Потолок» на российскую нефть | Санкции США против «Совкомфлота» и танкеров |
Транспортный коллапс в Красном море | Проблемы с судоверфью «Звезда» |
Северный морской путь | Перенаправление российского экспорта на восток |
Выплата дивидендов |
Статьи по теме:
- «Почему упали акции «Транснефти» и будет ли рост?».
- «Акции «Газпрома» в 2024 году: прогноз, дивиденды, последние новости».
- «Новый рекорд в истории дивидендов: какой доход принесут акции Сбера».
- «Как открыть брокерский счёт и купить акции».
- «В России внедряют индивидуальный инвестиционный счёт третьего типа».
- «Как получить налоговый вычет в 2024 году».