Найти деньги для старта бизнеса непросто. Большинство льготных кредитов банки предоставляют на развитие существующего дела, гранты дают только определённым категориям предпринимателей. Один из способов получить необходимую сумму – краудфандинг-платформы. Здесь можно собрать деньги и на запуск проекта, и на расширение бизнеса. Расскажем, как работает эта форма финансирования и какие виды краудфандинга существуют.
В чём суть краудфандинга
Краудфандинговые площадки – интернет-платформы, которые позволяют собрать деньги или другие ресурсы, необходимые для старта или развития бизнеса. Это разновидность инвестиций, но те, кто делает пожертвования, часто не получают прибыли, как, например, при вложении в акции. То есть бизнесу не придётся возвращать деньги, но нужно будет рассказать, на что они потрачены и каких целей помогли достичь.
Краудфандинг как форма финансирования стартапа используется с разными целями:
- запуск своего дела – средства собираются под конкретный проект, у создателей ещё нет готового продукта, аудитории, есть только идея бизнеса;
- бренд уже известен, но хочет расшириться, запустить новый продукт или улучшить имеющийся.
Инвестиции в этой сфере обычно небольшие – миллионы краудфандинг собирает редко, поскольку инвесторы не получают ничего существенного с этих вложений. Кроме того, чтобы собрать деньги на проект, нужно чем-то привлечь тех людей, которые потенциально готовы дать их – это может быть нестандартная, но перспективная идея, трогательная история и др.
Иногда при коллективном финансировании проекта инвесторы получают не просто благодарность и отчёт о расходовании средств, но и ощутимые бонусы – часть будущей прибыли, продукцию бренда или даже полный возврат средств с процентами.
Немного истории
Идея коллективного финансирования проекта не нова и была задолго до того, как появился термин краудфандинг. Например, для установки статуй Иисуса в Рио-де-Жанейро и Свободы в Нью-Йорке часть денег выделили правительства стран, а часть – получили от обычных людей при помощи благотворительных концертов, лотерей и подобных акций. В бизнес-среде краудфандинговые компании начали появляться сравнительно недавно. Одним из первопроходцев стал Kickstarter – он запустился за счёт пожертвований обычных людей, с помощью которых удалось собрать 10 млн долларов.
Условия здесь были максимально просты и прозрачны – авторы проектов определяли точную сумму, предельный срок сбора и гарантировали каждому инвестору заработок в 5%. За годы существования эта платформа в сфере краудфандинга смогла привлечь более 8 млрд долларов и профинансировать свыше 142000 проектов.
Позже появились и другие зарубежные платформы – Indiegogo, Kiva и др. Российские площадки для привлечения инвестиций на запуск проектов тоже существуют, но по масштабам пока не дотягивают до крупных иностранных краудфандинговых сайтов. Привлечение финансирования в бизнес таким способом наиболее популярно в США и странах Азии, например, Японии и Китае. Здесь этот вариант инвестирования бизнеса занимает до 5% рынка.
Как работает краудфандинг
Краудфандинг – один из популярных способов привлечения денежных средств в бизнес – работает так:
- авторы проектов подробно расписывают детали – чем будет заниматься бизнес, в какой сфере, какая сумма нужна для запуска или расширения, в какой срок нужно собрать деньги;
- определяется способ поощрения – стартапы предлагают вознаграждение в виде товаров и услуг, иногда инвесторы получают возврат вложенных средств полностью или частично;
- затем авторы находят платформу, где занимаются коллективными сборами, и размещают информацию о своём стартапе – именно на этом этапе важно предложить инвесторам интересную идею;
- на площадке публикуется информация о проекте и начинается сбор денег;
- бизнес получает финансирование и может реализовать проект, запустить новый продукт, начать дело с нуля;
- к определённой дате авторы должны предоставить отчётность и, если это было заявлено, вознаградить инвесторов.
В процессе участвуют:
- бэкер – частное лицо или компания, которые вкладывают деньги в развитие или запуск стартапов;
- фаундер – автор идеи, руководитель действующего бизнеса, организатор, привлечённый специально для сбора денежных средств.
На популярных краудфандинговых площадках могут быть разные условия публикации. В некоторых действует правило, что стартап получает деньги, если удалось собрать 100% необходимой суммы пожертвований, в противном случае все средства возвращаются инвесторам. Иногда этот порог ниже – от 50–70%.
Какие бывают виды
Привлечение денег с помощью краудфандинга отличается моделью финансирования, видом вознаграждения, статусом участников и другими параметрами.
По способу финансирования:
- донаты или пожертвования – делаются безвозмездно, этот вариант часто использует социальный краудфандинг, собирая деньги на социальные мероприятия, благотворительные проекты;
- вознаграждение, например, ценные призы;
- под проценты – инвесторы получают процентный доход от прибыли компании;
- акции – акционерным краудфандингом называют финансирование в обмен на долю в стартапе;
- криптовалюта – вознаграждение спонсоры получают той криптовалютой, которую выпустил проект.
По типу вознаграждения:
- Безвозмездные пожертвования. В этом случае те, кто вложил деньги, не получают вознаграждение ни в виде части прибыли, ни товарами и услугами.
- Нефинансовое вознаграждение. Товары, услуги, подарки, ценные призы, упоминания в блогах – всё, кроме денег.
- Денежное вознаграждение. В этой модели краудфандинга инвесторы получают прибыль от вложений, поэтому эта форма называется краудинвестингом.
По классификации ЦБ РФ:
- участвуют только физлица – p2p-кредитование;
- физлицо даёт деньги юрлицу – p2b-кредитование;
- оба участника юрлица – b2b-кредитование;
- финансового вознаграждения для инвесторов нет – rewards-краудфандинг.
По цели финансирования:
- запуск стартапа;
- развитие существующего бизнеса;
- выпуск нового продукта;
- решение проблемы с существующим продуктом или бизнесом в целом.
Кроме того, есть отдельные формы краудфандинга. Например, роялти – в этом случае финансирование получают на съёмки фильмов, запуск компьютерных игр или запись музыкального альбома. Краудлендингом называют «народное» кредитование – это аналог банковского кредита для физлиц, здесь предполагается выплата процентов за пользование деньгами.
Преимущества краудфандинга для компании
Преимущества краудфандинга:
- Позволяет собрать необходимую сумму в сжатые сроки. Если проект заинтересует аудиторию, на это может уйти несколько недель или даже дней.
- Можно получить деньги на разные цели и для любых стартапов – запуск компании, выпуск нового товара, благотворительность и др.
- Не нужно заключать договоры с разными инвесторами. С помощью краудфандинга достаточно один раз презентовать социальный, творческий или бизнес-проект на соответствующей площадке. Единственное требование – отчёт о затратах.
- Краудфандинг можно использовать в любой сфере бизнеса – здесь нет ограничений.
- При успешной реализации проекта обе стороны останутся в плюсе. В зависимости от условий инвесторы могут получить акции, деньги, подарки, а авторы – помощь в развитии бизнеса.
- На краудфандинговых ресурсах проект может заинтересовать тысячи потенциальных инвесторов. На крупных площадках количество посетителей может составлять сотни тысяч человек, а это значит, что ваш проект увидят люди, потенциально готовые вкладывать средства.
- Привлечь инвестиции можно не только за долю в компании или проценты. Многие стартапы собирают приличные суммы без денежных вознаграждений инвесторам.
- Можно использовать в коммерческих и благотворительных целях. На отечественных и зарубежных площадках реализовываются социальные проекты, можно собрать деньги для незащищённых групп населения, приютов для животных и др.
Стартапы не ограничены в выборе платформы для привлечения средств – финансовую поддержку можно получить на зарубежных краудфандинговых сайтах и российских площадках.
Недостатки
Минусы и риски такого метода привлечения средств:
- Суммы сбора обычно ограничены. Но есть исключения – создатели настольной игры «Страдающее Средневековье» планировали привлечь на «Бумстартере» чуть больше 100000 руб., а собрали почти 10 млн руб.
- Такой способ коллективного финансирования работает не всегда – проект может не привлечь аудиторию, собранной суммы бывает недостаточно.
Ещё один недостаток – такой метод сбора денег в России пользуется меньшей популярностью, чем за рубежом, поэтому на отечественных платформах шансов собрать необходимую сумму меньше.
Рынок краудфандинга в России
Правовое регулирование осуществляется за счёт закона № 259-ФЗ о краудфандинге, хотя на самом деле он регулирует инвестиционные отношения с применением интернет-платформ, то есть не касается ситуаций, когда средства собирают безвозмездно или за нефинансовое вознаграждение.
Закон о краудфандинге выдвигает к площадкам такие требования:
- лица, оказывающие содействие в привлечении средств, – физлица или компании;
- три формы привлечения финансирования – утилитарные цифровые права, предоставление займов или приобретение ценных бумаг;
- оператор инвестиционной платформы должен отчитаться о наличии капитала в сумме от 5 млн руб.;
- обязательное раскрытие информации и др.
Краудфандинг в России 2023 года – это рынок объёмом свыше 20 млрд руб. по состоянию на середину прошлого года (статистика Банка России). Сейчас он находится на стадии роста и имеет перспективы занять долю в сфере финансирования.
Краудфандинговые платформы в России
Пример краудфандинговых площадок:
- Платформа Planeta. Крупнейшая отечественная площадка. Здесь публикуются тысячи проектов, поддерживать авторов можно разными способами, есть подборка рекомендуемых и популярных. Всего за время существования было собрано больше 2 млрд руб.
- Boomstarter. Здесь размещают социальные проекты, а также стартапы в сфере творчества, технологий и бизнеса. Суммарно проект собрал более 580 млн руб.
- Boosty. Создана Mail.ru. Здесь можно делать донаты и поощрять авторов контента, но необходимо оформить подписку.
Одной из наилучших краудфандинговых платформ по праву считается Planeta – привлекает самое большое количество финансирования и работает с проектами в разных сферах.
Иностранные площадки
Популярные зарубежные площадки:
- Kickstarter. Крупнейшая в мире, здесь собирают рекордные суммы – за всё время существования почти 8 млрд долларов.
- Indiegogo. По объёмам сборов и популярности занимает вторую строчку. Здесь много благотворительных проектов.
- RocketHub. Платформа позволяет собирать средства на социальные, творческие и бизнес-проекты, новичкам предлагает обучающие материалы, чтобы запустить успешную краудфандинговую кампанию.
За границей краудфандинг пользуется популярностью, поэтому здесь больше площадок для сбора средств. Кроме перечисленных, опубликовать проект можно на PeerBackers, Booomerang и других сайтах.
Как запустить и раскрутить краудфандинговый проект
Вне зависимости от финансовых целей для запуска кампании нужно:
- подобрать площадку, ориентируясь на её аудиторию и направление стартапа;
- зарегистрироваться и презентовать проект – подробно описать его, приложить бизнес-план, смету и другую информацию;
- подготовить ролик, где нужно кратко рассказать аудитории об особенностях сбора средств.
Что важно учитывать при размещении проекта на иностранной или российской платформе:
- Выбрать подходящие формы краудфандинга. Определить, будет ли вознаграждение для инвесторов и в каком виде – частью прибыли, долей в компании, товарами, услугами и др.
- Определиться со способом сбора. Бизнес не всегда привлекает денежные средства, иногда рынок краудфандинга используют, чтобы получить необходимые ресурсы, например, материалы или технику.
- Установить реальные суммы и сроки. Особенности этого способа финансирования в том, что быстро собрать огромную сумму вряд ли получится, особенно если речь идёт о благотворительных проектах с безвозмездными пожертвованиями.
- Держать инвесторов в курсе. Краудфандинговые площадки позволяют в процессе сбора публиковать новости, отчёты и другими способами взаимодействовать с аудиторией.
Идею нужно постоянно продвигать – добавляйте новые тексты, видео, фото, размещайте на платформе ссылки на блок стартапа или личный сайт, а также социальные группы.