Я не люблю тесты. Тест «узнай, кем был в прошлой жизни?» сообщил, что я служил моряком на Памире. А тест «какое ты дерево?» обозвал меня баобабом. В общем, решение Банка России определять, кого можно считать квалифицированным инвестором не на основе тестирования, меня даже немножко порадовала.
С другой стороны, острое желание Банка России сделать так, чтобы все россияне, пришедшие на фондовый рынок, долго и благополучно зарабатывали, – кажется утопией. И без всякого ЦБ понятно: будут акции расти – будут инвесторы зарабатывать, а начнут акции падать…
Мы ищем кляксу
Прения между брокерами и Банком России вокруг того, какие продукты неквалифицированным инвесторам покупать можно, а какие нельзя, продолжаются. И уже ко второму чтению готовится законопроект, который ограничивает продажу «неквалам» сложных финансовых продуктов. Все высокопоставленные чиновники так испереживались за несчастного некомпетентного россиянина, как будто им Ванга предсказала что-то нерадостное.
Обычно ожидания инвестора расходятся с реальностью. Фото: kinstacdn.com.
«Плохо, когда неквалифицированный инвестор – иначе говоря, «розничный инвестор», «начинающий инвестор» – принимает решение, исходя не столько из рационального анализа плюсов и минусов продукта, сколько из представлений, сформированных не на аналитическом уровне, а на уровне определенного отношения к обещаниям или ожиданиям», – беспокоится руководитель Службы по защите прав потребителей Банка России Михаил Мамута.
У россиян вырос аппетит к инвестициям, но все исследования показывают, что должными знаниями для инвестиций обладают не более чем 3% всех инвесторов, пришедших на рынок, — соглашается глава Национальной школы инвестора Ассоциации российских банков Эмиль Юсупов
В общем, ЦБ, уступая в мелочах, гнет свою линию. Итоговая цель реформы озвучена первым зампредседателя ЦБ РФ Сергеем Швецовым. Либо некомпетентные граждане будут покупать мудреные ценные бумаги под надзором финансовых консультантов, либо будут проходить тестирование. Уже с нынешней осени.
А вот на тестирование, как выяснилось, у ЦБ особые планы. Ранее предполагалось, что претендент на статус квалифицированного инвестора просто пройдет у своего брокера нехитрый тест. В тесте ему зададут вопросы по продукту, на который этот гражданин замахивается. Интересуется частное лицо еще более хитромудрой ценной бумагой – добро пожаловать на следующий тест.
Оказалось – все не так просто.
Вовка в Тридевятом царстве
В ЦБ не спорят, что тестирование необходимо. Когда человек готовится и проходит тест, он приобретает определенные знания по тем инструментам или услугам, которые намерен купить. Тестовые вопросы действительно будут закреплены в базовом стандарте, который составляют профессиональные объединения брокеров.
Тест будет, но он не подтверждает статус квалифицированного инвестора. Фото: shutterstock.
«Но очень важно отметить, что прохождение теста не будет приводить к автоматическому присвоению статуса квалифицированного инвестора. И, пройдя тест, человек просто получит возможность купить конкретный инструмент», – огорошивает заместитель руководителя Службы по защите прав потребителей Банка России Елена Шервуд.
Вы поняли? Это очень важно. Отныне тестирование – само по себе, а статус квалифицированного инвестора – сам по себе. И это заявление требует повторения, чтобы хорошенько во все вникнуть.
Еще раз: разделите, пожалуйста, для себя понятия квалифицированного инвестора и тестирования. Пройдя тестирование, человек еще не становится «квалом». Пройдя тестирование, он, в зависимости от вида теста, может или купить определенный вид ценных бумаг, или заключать определенные сделки. Так устроен закон, который, правда, еще не вступил в силу. В общем, человек будет оставаться неквалифицированным инвестором с дополнительными правами на фондовом рынке, – повторяет заместитель руководителя Службы по защите прав потребителей Банка России Елена Шервуд
В стране невыученных уроков
У этого вопроса есть еще один «острый» угол.

Но брокер – сторона, заинтересованная продать инвестору как можно больше «печенек». И по сути, взгромождать на хрупкие плечи брокеров обязанность по категоризации инвесторов – все равно, что назначать лису директором курятника.
Соответственно, бдительный Банк России заранее подозревает брокеров, что те начнут раздавать гордые звания «квалов» кому ни попадя. Лишь бы новообращенные инвесторы покупали то, в чем ни бельмеса не смыслят.
Когда мы говорим о присвоении самого статуса квалифицированного инвестора, это должно быть не искусственное соответствие критериям. Безусловно, если он приходит в банк, к агенту либо к брокеру, и говорит, что намерен купить такие-то инструменты, а для этого получить статус квалифицированного инвестора, никто не должен его отговаривать. Но продавцы не должны его и заставлять или всякими уловками подводить к покупке. И таким образом формировать искусственно широкий круг квалов, – предупреждает заместитель руководителя Службы по защите прав потребителей Банка России Елена Шервуд
Эксперт отмечает, что и сегодня по брокерским конторам страны число квалов растет подозрительно быстро.
Но если подобное случилось, что остается? Правильно – пригрозить санкциями. И Елена Шервуд обещает отслеживать точки форсированного «размножения» квалов «в рамках своей контрольно-надзорной деятельности: как присвоили, почему присвоили, на основании чего присвоили».
ЦБ сомневается в честности брокеров. Фото: yandex. net.
В общем, регулятор выстраивает такое регулирование фондового рынка, при котором без регулятора не обойтись. «Правильный» квал будет мешать и под ногами путаться. Брокеры будут только и охотиться на некомпетентных покупателей. А Банк России будет показательно время от времени карать какого-нибудь зарвавшегося брокера.