Психология инвесторов во время кризиса: как эмоции влияют на цены

Елена Стоева
Елена Стоева Елена Стоева
Специализация: Технологии, инвестиции, финансы, экономика
2 минуты чтения
7
0
1563
Комментировать

Психологические факторы влияют на результаты инвестирования. Торговые решения, принятые на эмоциях, негативно сказываются на доходности вложений. Но все же есть способы, с помощью которых люди способны укреплять портфели даже в кризисное время. 

За каждой шаблонной статистикой индикаторов экономического спада кроется поведение людей 一 владельцев бизнеса, банкиров, домовладельцев и частных  инвесторов. А людям свойственно испытывать такие эмоции, как страх или волнение.

Кризис, ты меня волнуешь. Фото: zen. yandex.ru

Но в инвестиционном мире это становится большой проблемой. Участники финансового рынка часто не обращают внимания на отлаженные экономические модели, делая то, что нерационально и не в их интересах.

Чего бояться инвесторам 一 падения рынка или своих эмоций?

Финансовый кризис 一 это ситуация, при которой один или сразу несколько активов (акции, недвижимость, нефть и др.) внезапно и резко теряют в цене.  Негативные эмоции и пессимизм побуждают инвесторов прекращать финансовые вложения в фондовый рынок, поэтому его доходность снижается. Начинаются массовые изъятия средств ー  например,  люди бегут в банки снимать деньги со вкладов.

Когда позитивно настроенные инвесторы получают хорошие новости о прибылях компаний,  цены акций растут быстрее. И наоборот ー в периоды пессимизма люди вяло реагируют даже на положительные известия, неохотно покупают бумаги, и цены на акции снижаются.

Люди пугаются 一 цены опускаются

Эмоции ー чрезмерный оптимизм, недостаток самоконтроля или шок людей от непредвиденных событий ー стоят за каждым  экономическим кризисом.  Некое событие (психологический триггер) приводит к тому, что люди испытывают сильный стресс. Под влиянием негативных эмоций участники фондового рынка совершают необдуманные действия ー например, начинают распродавать финансовые инструменты.

Увы, я паникёр. Фото: block-chain24.com

Срабатывает спусковой крючок: цены на активы снижаются все ниже и ниже. Фондовый рынок вступает в нестабильную фазу и происходит его обвал. Вспомним кризисы  1929, 1987, 1999-2000, 2008 и 2020 годах. После сильного снижения рынок немного успокаивается ー люди начинают принимать ситуацию. И кризис переходит в фазу депрессии.

Потеря уверенности  в деловой и в потребительской жизни заставляет людей прекращать покупать и начинать экономить. Что происходит?

  1. Компании сокращают количество рабочих мест.
  2. Производители сокращают объемы продаж.
  3. В ответ на падение заказов 一 уровень безработицы растет.

Как братья: чем похожи кризисы

Причины коллапсов и их глубина, конечно,  разные, но есть общие условия, которые сопровождают каждый кризис.

Часто финансовому кризису предшествуют периоды экономического подъема и чрезмерной закредитованности людей.

Мировой кризис 2008 года был спровоцирован массовым бумом ипотечного кредитования. Огромное количество ипотечных ссуд выдавались людям с низким кредитным рейтингом. То есть заведомо тем людям, которые могли столкнуться с трудностями при выплатах кредитов. Такие ссуды с самого начала были обречены на то, чтобы по ним произошел дефолт.

Кризисы происходят регулярно. За последние полтора столетия экономика мира переживала упадок каждые 25-30 лет.

Но обратите внимание ー в последние десятилетия финансовые кризисы возникают чаще. Например, в 1987 году произошел крах фондового рынка, затем, в 2000-х 一 пузырь доткомов, а позже ー глобальный финансовый кризис 2008 года.

Финансовые коллапсы трудно предвидеть. Кризис может вызвать как относительно небольшое событие, так и целая их серия. Пузырь доткомов, ставший  катастрофой для инвесторов, которые вложились в быстрорастущую технологическую отрасль, первоначально охватил совсем небольшую долю фондового рынка.

Финансовый кризис приводит к общему экономическому спаду.

Валовый внутренний продукт  一 стандартный показатель здоровья страны и уровня жизни ее граждан, сильно снижается. Благодаря анализу ВВП специалисты выявляют тенденции к росту или упадку экономики.

Если слушать плохие новости круглые сутки, то можно сойти с ума

Негативный 24-часовой новостной цикл и скорость распространения информации увеличивают волатильность рынка, создают тревожную и неопределенную атмосферу.

По результатам исследований о взаимосвязи между фондовым рынком и психологией инвесторов в пандемию, которые проводила группа экономистов из Китая 一 ЦзяньПин Хоу, Чаопин Ло и других 一 было выявлено, что  угроза здоровью сильно повлияла на принятие решений и финансовое положение инвесторов совершенно разных категорий.

После Covid-19, считают эксперты,  мир может оказаться на пороге еще одного всемирного финансового кризиса. Рыночные аналитики предупреждают: до сих пор мы видели только верхушку айсберга с точки зрения как корпоративных, так и личных банкротств.

Управление страхом

Многие инвесторы испытывают страх, после того как пережили обвал рынка. Это мешает принимать взвешенные решения о покупке и продаже активов. Те, кто избегал покупку акций во время кризиса, пропустили самый продолжительный бычий рынок в истории с 2009 по 2020 год. Они позволили своей тревоге и неприятию потерь взять верх над рациональностью. И недополучили прибыль, которая могла бы у них быть.

График индекса SPX500 с 1971 по 2021 год.

По графику индекса американского фондового индекса S&P 500, видно, что со временем рынок восстанавливается, а сильные провалы выкупаются инвесторами, настроенными на получение долгосрочной прибыли.

Если не контролировать эмоции, то они могут подтолкнуть инвесторов к нерациональным действиям или поспешным решениям. А это  пагубно сказывается на показателях их портфелей и инвестиционном опыте в целом.

Финансовая дисциплина много значит для управления эмоциями. Опытные участники рынка понимают психологию фондового рынка и учатся определять собственные переживания и критически относиться к ним. Решения о покупке или продаже активов принимаются на основе анализа. Успешные инвесторы находят время для взвешенной работы, разбирая проведенные сделки, чтобы они соответствовали выбранной инвестиционной стратегии.

Реклама