Из-за блокирующих санкций, которые «западные партнёры» обрушили на крупнейшие банки России, клиенты их брокерских подразделений с февраля по апрель пережили все стадии принятия неизбежного.
Санкции разделили банкинг на «до и после». Фото «Выберу.ру»
Первые блокирующие
Сегодня санкции затронули более половины банковского сектора России. На первом этапе речь шла о брокерах «ВТБ Мои Инвестиции», «Открытие брокер», «Совкомбанк Инвестиции», «ПСБ Инвестиции». Из-за санкций клиенты этих брокеров не могут проводить операции с ценными бумагами, которые подчинены зарубежной юрисдикции.
Нельзя купить или продать целый ряд ценных бумаг. Это акции европейских компаний, которые были куплены на Санкт-Петербургской бирже, а также депозитарные расписки и вообще всё, что торгуется с участием Euroclear (бельгийская компания, которая специализируется на расчётах по сделкам с ценными бумагами, а также на хранении и обслуживании этих ценных бумаг). Это ценные бумаги, приобретённые российскими инвесторами на иностранных (европейских, как правило) биржах. Наконец, это приобретённые на Московской бирже индексные фонды и ПИФы, в составе которых есть иностранные активы. В общем, значительная доля того, что российские инвесторы наживали долгие годы, было заблокировано ограничениями, наложенными финансовыми институтами и сервисами. Я думаю, такого демократического подхода к частной собственности инвесторы (и не только российские) не забудут никогда.
Брокеры Сбербанка, Альфа-банка, Газпромбанка, МКБ и РСХБ на первом этапе попали под более мягкие санкции (например, потеряли возможность занимать деньги на финансовых рынках ряда зарубежных стран). Были и другие ограничения, которые в целом не препятствовали частным инвесторам вести дела как обычно.
После проведённой с подачи США блокировки операций с иностранными ценными бумагами некоторые брокеры уведомили своих клиентов о произошедшем — предупредили о предстоящей блокировке их иностранных ценных бумаг. А затем, как сообщают некоторые клиенты, на брокерских счетах вместо зарегистрированных за рубежом активов появилась их рублёвая стоимость (причём не все были довольны полученной суммой).
Два брокера — «ВТБ Мои Инвестиции» и «Открытие брокер» — пошли иным путём и стали переводить зарегистрированные в зарубежных юрисдикциях ценные бумаги своих клиентов к брокерам, на которых не наложены блокирующие санкции. В частности, из ВТБ ценные бумаги клиентов перевели брокерам Альфа-банка и Россельхозбанка, а из «Открытия» — к малоизвестному на федеральном уровне воронежскому брокеру «Инвестиционная палата».
В случае, если иностранные ценные бумаги были приобретены на индивидуальном инвестиционном счёте (ИИС), такой счёт переводился к новому брокеру целиком. А если иностранные бумаги были на обычном брокерском счёте, то переводились только эти бумаги – рублёвые акции и облигации оставались на счёте попавшего под санкции брокера.
Нужно отдать должное брокерам: они не только бесплатно перевели активы, но и сохранили своим клиентам прежние тарифные планы. Правда, избежать волны негатива со стороны клиентов не удалось ни старым, ни новым брокерам.
Во всём виноваты брокеры?! Фото magadanpravda.ru
Какие претензии?
Претензии клиентов к брокерам были (и остаются) следующими:
«Вы не дали мне выбора!» — Клиенты жаловались, что им не только не дали возможности выбрать брокера, к которому переведут их активы, но даже, как в случае ВТБ, не дали выбрать между брокерами Альфа-банка и Россельхозбанка. В результате и в первом, и во втором появились недовольные клиенты из ВТБ.
«Вы долго не даёте мне продать бумаги, а их цена падает! (или растёт, как вариант)» — Во время депозитарного перевода брокер, от которого выводятся ценные бумаги, блокирует сделки на срок от 1 до 30 календарных рабочих дней. Итоговый срок перевода зависит не только от оперативности брокера, но и от того, в каком депозитарии брокер ведёт учёт ценных бумаг. К примеру, ещё до санкций у Национального расчётного депозитария (НРД) предельный срок обработки поручений указывался 30 дней, а у депозитария ПАО «Бест Эффортс Банк» (БЭБ) — 10 дней.
Во время перевода, даже вынужденного, продать ценные бумаги нельзя. Инвесторам обидно: цена на переводимые акции поднимается (или падает), они желают зафиксировать прибыль (или предотвратить дальнейшие убытки), но не имеют такой возможности.
Дополнительно к этому среди клиентов активно распространяется информация о том, что продать иностранные бумаги на Санкт-Петербургской бирже они не смогут, пока Euroclear не начнёт обслуживать переводы этих бумаг.
«До вас невозможно дозвониться! Вы не сообщаете важную информацию!» — Люди жалуются на то, что в офисах брокеров они получают скупую и противоречивую информацию о том, когда они увидят свои ценные бумаги на брокерском счёте и смогут совершать сделки с ними.
Менеджеры брокерских компаний путаются в санкционной повестке и дают клиентам не всю информацию (например, часто не могут объяснить, почему одни брокеры дают возможность продавать акции на Санкт-Петербургской бирже, другие дают возможность торговать только некоторыми бумагами, а третьи вообще не дают, и когда они дадут такую возможность).
«У вас глючит мобильное приложение! Невозможно дозвониться в техподдержку!» — Клиенты возмущаются неразвитыми сервисами своих новых брокеров. Например, РСХБ-брокеру вменяли в вину отсутствие возможности открыть брокерский счёт дистанционно, проблемы с работой мобильного приложения, проблемы с дозвоном в техподдержку и в офисы, а брокеру «Альфа Инвестиции» — отсутствие дистанционного отключения маржинальной торговли и возможности получить банковскую карточку с курьером, а также волокиту с оформлением бумаг.
«Почему я не вижу закупочных цен в приложении до сих пор!?» — Одной из проблем стало недостоверное отображение в торговом приложении закупочных цен (балансовой стоимости) переведённых к новым брокерам акций. В результате того, что цена, по которой инвестор когда-то покупал акцию, не передаётся от одного брокера к другому или передаётся с задержкой, у нового брокера ценная бумага может учитываться как полученная по нулевой стоимости. В таком случае, если инвестор, не дождавшись адекватного отображения закупочных цен, продаст такой актив, то размер подлежащего уплате НДФЛ для него может быть рассчитан несправедливо, с большей суммы.
ЕС санкционировали. США блокировали. Фото «Выберу.ру»
Вторые блокирующие
На прошлой неделе под новый пакет блокирующих санкций попали Сбер и Альфа-банк вместе с их брокерскими подразделениями. Уже появилась информация о том, что эти брокеры также будут в ближайшее время переводить ценные бумаги своих клиентов. Однако адресаты (кто выступит в роли принимающих брокеров) пока достоверно неизвестны.
Ситуация выглядит вдвойне неприятной для клиентов брокера ВТБ, чьи иностранные акции были переведены брокеру Альфа-банка, а теперь в рамках следующего депозитарного перевода поедут к какому-то следующему брокеру. Получается, их период ожидания доступности своих ценных бумаг вырос вдвое.
На опыте РСХБ и других видно, что инфраструктура не попавших под санкции более мелких брокерских компаний физически не готова принять толпы клиентов из обложенных санкциями крупнейших финансовых институтов страны, поэтому последние вынуждены экстренно создавать новые юридические лица или всё-таки договариваться со своими непострадавшими коллегами по цеху, чтобы куда-нибудь в итоге перевести иностранные ценные бумаги своих клиентов.
Какие варианты?
Клиенты брокеров также активно обсуждают свои стратегии на форумах, в телеграм-чатах и комментариях к информационным материалам.
В основном всё сводится к трём вариантам:
- «ничего не буду делать; если станут переносить бумаги от моего брокера к другому, то это, по крайней мере, будет бесплатно для меня»;
- «продам иностранные ценные бумаги при первой возможности сделать это по разумной цене и не буду покупать новые, пока не кончится история с санкциями»;
- «сам открою брокерский счёт в малоизвестной брокерской компании и за свой счёт переведу туда свои ценные бумаги; при этом, возможно, продам часть бумаг, чтобы депозитарный перевод стоил мне меньше».
Причины для перевода
Почему многие частные инвесторы даже в условиях невиданных санкций предпочитают, чтобы их ценные бумаги перевели, а не продали, и даже готовы оплачивать издержки, связанные с депозитарными комиссиями? Да потому что они избегают потерь, которые свойственны для всякого «вынужденного продавца».
«Вынужденный продавец» может утратить налоговые льготы. Например, существующая льгота долгосрочного владения даёт право после трёх лет владения ценной бумаги, которая торгуется на российских биржах, продать её без уплаты НДФЛ. В случае перевода ценных бумаг с одного брокерского счёта на другой этот срок владения не прерывается. Если речь об ИИС, по которым свои налоговые льготы, — там то же самое. Причём при переводе налоговые льготы ИИС сохраняются в том случае, если перевод ценных бумаг с закрытием ИИС у старого брокера и открытием ИИС у нового брокера (у одного человека не может быть два ИИС) будет завершён в течение 30 дней (в случае задержки инвестор потеряет налоговые льготы ИИС). Есть и другие аспекты налоговой оптимизации, связанные с фиксацией и переносом убытков, а также сальдированием налоговых баз – всем этим наверняка придётся заниматься в случае продажи большого портфеля ценных бумаг.
Наконец, в случае продажи ценных бумаг «вынужденный продавец» всё равно заплатит брокерскую комиссию с оборота, которая «отгрызёт» часть прибыли. Эта часть может быть как меньше, так и больше расходов, которые он понесёт в связи с переводом ценных бумаг, так что инвестору лучше заблаговременно посчитать и сравнить возможные издержки. И, кстати, если инвестор планирует не просто продать, а продать и перейти к другому брокеру, то потом ему придётся ещё раз платить комиссию при покупке ценных бумаг у нового брокера.