Обзор недели с 11 по 17 июля 2022 г.
Нервный рынок. — Крах дивидендного инвестирования. — Идея на три года. — Привлекательный, но страшный. — Золотой мазохизм. — Разброс цен на валюту. — Особенности налогового периода в России. — Время слияний.
Московская биржа Источник: Pikabu.
Всю минувшую неделю российский фондовый рынок был в печали – котировки акций то замирали, то снижались. Главная причина – отсутствие какого-либо позитива в геополитической повестке. Скажем больше: повестка была негативной в силу того, что в пятницу ожидались внеплановые заседания Госдумы и Совета Федерации, от которых розничные инвесторы (а теперь, как известно, именно розничные российские инвесторы составляют большинство на фондовом рынке) ожидали решений, потенциально способных ещё больше обрушить рынок. Негативные ожидания не оправдались (во всяком случае, по состоянию на конец прошедшей недели), и рынок даже чуть-чуть сдвинулся вверх, однако ни о каком оптимизме в акциях российских эмитентов речи по-прежнему нет.
Инвесторы продолжают искать новые идеи на бирже. Совсем недавно на наших глазах идея долгосрочного дивидендного инвестирования, в которую верила значительная часть инвесторов, закончилась. Не только «Газпром», но и многие другие российские компании отменили дивиденды, которых от них ждали по итогам 2021 года. Что касается дивидендов от компаний зарубежных, то их получение в условиях санкций сопряжено с такими транзакционными рисками и издержками, что это уже не про инвестиции, а про зарывание золотых монет на «Поле дураков».
В условиях дефицита идей часть инвесторов, по-видимому, ушла с рынка, а остальные либо сконцентрировались на поиске надёжных и доходных облигаций, либо планируют покупать акции на долгий срок, пока они дёшевы. Идея проста: приобрести актив в надежде на мир и рост рынка в течение следующих нескольких лет. Однако никто не знает, когда с учётом санкций эта задумка сможет себя оправдать. Некоторые полагают, что через два-три года в лучшем случае.
Аналитики обращают внимание на индекс РТС – сейчас он на самом привлекательном уровне с апреля и имеет 18-процентный потенциал роста в долларах на горизонте 12 месяцев. Правда, эксперты пока не видят катализаторов для таких покупок, но полагают, что даже если индекс РТС опустится ниже 970 пунктов, покупать всё равно можно. То есть, российский фондовый рынок сейчас выглядит одновременно и страшным, и привлекательным местом.
Теперь о золоте. Сейчас разыгрывается трагедия инвесторов, которые, несмотря на текущее укрепление доллара (которое они считают краткосрочным, поскольку ФРС и центробанки всех стран в принципе не могут позволить себе перейти от инфляции к дефляции), верят в рост золота на горизонте нескольких лет. Выражаясь корректнее, они верят, что цена золота в фиатных валютах будет неизбежно и долгосрочно расти во всём мире, ибо за пандемийные годы бумажных денег было напечатано столько, что это уже ни в какие ворота не лезет. При этом те же самые инвесторы боятся инвестировать в акции российских золотодобытчиков из-за очередного пакета западных санкций, который может на долгие годы ограничить хождение отечественного золота в мире и сделает акции золотодобытчиков чем-то вроде чемодана без ручки. Вот такой у нас золотой мазохизм в моменте.
Будут ослаблять
Розничные банки тем временем распродают наличную валюту. Ваш покорный слуга в минувший четверг посетил отделения трёх банков, чьи офисы расположены в соседних зданиях, и с удивлением обнаружил, что наличные евро в Россельхозбанке продают по 72 рубля, в Сбере по 83 рубля, а в ВТБ по 85 рублей. При этом розничные банки теперь не ограничивают обмен валюты, а напротив, стремятся от неё избавиться. Они предлагают населению покупать самую различную, даже экзотическую для наших широт, наличную валюту, в том числе: доллары США и доллары австралийские, евро, швейцарские франки, китайские юани, турецкие лиры, японские иены, польские злотые, чешские кроны, фунты стерлингов, белорусские рубли, а также шведские, датские и норвежские кроны.
Любопытный народ оную валюту, включая экзотическую, покупает, поскольку предполагает, что по мере балансировки экспорта и импорта курс рубля ослабеет, да и правительство тоже говорит, что рубль чего-то слишком уж укрепился. «Стало быть, будут ослаблять», — соображает народ.
Между тем, складывается впечатление, что всё влияние на курс пока ограничивается словесными интервенциями, поскольку наверху просто ждут, когда закончится налоговый период у экспортёров. Крупные экспортёры на минувшей неделе продолжили валютообменные операции, причём некоторые из них в июле—августе платят не только налоги, но дивиденды. Для всего этого им понадобится от полутора до двух триллионов рублей, так что придётся снова менять валюту на рубли, и курс доллара на бирже в теории может снова сходить к отметке 50 рублей. Но в сентябре эти выплаты прекратятся, также будут видны первые результаты параллельного импорта, и вот тогда у рубля может быть совсем другой курс.
Любопытно, что в условиях крепкого рубля компании не просто стараются сохранить всё, что нажито, но и возвращаются к старым идеям. Речь, в частности, о слияниях крупных по российским меркам эмитентов.
Так, сначала в общественное пространство была вброшена идея возможного объединения «Норникеля» и РУСАЛа в гигантскую компанию по добыче металлов. (Биржевая публика неожиданно бурно среагировала на реплики менеджмента компаний о готовности к таким переговорам, однако некоторые аналитики тут же заявили, что никакого слияния, мол, не ждите, а все эти разговоры не более чем торг перед заключением очередного акционерного соглашения между Потаниным и Дерипаской).
А уже на прошлой неделе стало известно о готовящемся слиянии Россетей и ФСК ЕЭС. Причём последнее состоится с большей вероятностью, учитывая, что львиная доля акционерного капитала по сути принадлежит государству, да и сами компании являются звеньями одной структуры. Миноритарным же акционерам стоит взять в руки калькулятор и посчитать, как эти гигантские планы скажутся на доходности их портфелей.