При создании дизайна бывает сложно на словах объяснить художникам свой замысел, донести идею. Как рассказать, чего вы хотите? А где художнику найти вдохновение? На помощь приходят референс-модели. Рассмотрим, что такое референсы в дизайне, кто и как их использует, кому они могут помочь.
Что такое референсы и где они применяются
Референс в переводе с английского — справка, сноска. Референсы для художников — это вспомогательное фото, изображение, картинка, графика — всё, что может дать представление о том, какую идею хочет воплотить в жизнь заказчик. В общем, реферанс — это возможность точно показать замысел. Его используют для примера, но не для копирования.
Референс — что это такое простыми словами? Образ, который помогает понять глобальный замысел в любой сфере:
- рисование;
- дизайн;
- архитектура;
- фотографирование;
- разработка анимации;
- создание и доработка сайтов;
- в других областях, связанных с дизайном и творчеством.
Кроме того, референсы для рисования и других видов деятельности позволяют быстро согласовать техническое задание, уточнить детали, оценить длительность и стоимость предстоящих работ и сравнить готовый вариант с показанной идеей. Рекомендуется использовать несколько объектов в качестве примера, обычно подбор включает не более пяти референсов.
Виды референсов
Глобально референсы можно разделить на 3 вида:
- Тематические. Позволяют объяснить концепцию, суть, подсказывают сюжет, который необходимо создать в данном случае, основу драматургической линии.
- Стилистические. Служат для донесения до исполнителя стиля, цветовых решений, узнаваемых деталей, трендов. Фото-референс помогает специалисту практически мгновенно войти в нужный стиль.
- Технологические. Что означает референс в этом случае? Образец технической реализации проекта. Это могут быть чертежи, схемы, готовые решения аналогичных решений. Например, необходимо на сайте создать всплывающие окна. Заказчик показывает интернет-ресурс конкурента, где эта идея реализована так, как он хочет.
В общих словах, что значит референс, мы разобрались. Теперь расскажем, что может быть использовано в качестве идеи, основы, примера.
Что можно использовать в качестве референсов
Рассмотрим, что такое референсы в фотографии. Это может быть любой визуальный образ, например, фото людей, пейзаж, снимок из журнала, даже кадр из кинофильма. Главное, чтобы это изображение подтолкнуло к поиску интересной идеи, показало удачный ракурс для фотосессии. Референс в фотографии — это возможность показать образ не только фотографу, но и модели. Понимая, что ожидается от фотосессии, легко подобрать наряд, реквизит, локацию, макияж. А источник идеи можно найти, просматривая фильм, журнал, даже просто на прогулке, заметив интересный рекламный плакат.
Вот яркий пример, как картина вдохновила фотографа на интересную фотосессию:
Теперь о том, что такое референс в рисовании. Это вспомогательное изображение, используемое художником в процессе работы. Например, картина, фотография, живая модель, придуманный образ. Например, художник для вдохновения может использовать готовый натюрморт, а не собирать свой.
На начальном этапе работы для неопытных художников референс имеет очень большое значение, но он весьма полезен и для опытных специалистов. Референсы помогают повысить точность рисуемого объекта, особенно при работе со сложными объектами, позволяют повысить реалистичность картин, экономят время. Если художник использует референс, рисунок получается более точным, выразительным и правдоподобным, без композиционных и цветовых ошибок.
Как работать с референсами
При использовании референсов необходимо соблюдать несколько базовых принципов:
- Изучите все детали изображения, картины, фотографии. Почувствуйте пропорции света, текстуру, связь между элементами, особенности данного решения. Это позволит создать собственный образ, а не скопировать существующий.
- Определите наличие ошибок, чтобы не повторять их.
- Найдите дополнительные примеры, в том числе из других областей. Например, фотограф может посмотреть архитектурные чертежи, дизайнер интернет-магазина заглянуть в супермаркет и обратить внимание на расстановку товаров.
- Используйте не менее 5 референсов для решения своей задачи.
- Собирайте найденные примеры в собственные подборки. Создавайте из них мудборды (коллажи).
В каждом деле главное — практика. Чем больше вы будете работать с примерами, тем лучше научитесь использовать их для своих задач. Выработка устойчивого навыка повышает точность работы, придает уверенность, развивает навыки мгновенного выделения деталей.
Где искать референсы
Искать идеи, примеры можно везде — на улице, в музеях, выставочных залах, социальных сетях. А для упрощения процесса создано множество интернет-ресурсов. Расскажем о самых популярных.
Dribbble
Это онлайн-сервис, где графические дизайнеры, иллюстраторы, визуалисты выкладывают свои проекты. Чем больше пользователь выкладывает своих проектов, участвует в жизни портала, тем более популярным становится его профиль, повышаются просмотры, растет популярность. Здесь всегда можно найти новые идеи, опубликовать собственную работу, оценить труд других. Вот, например, что выдает сервис по запросу «Кот».
Behance
Одна из самых популярных дизайнерских платформ, принадлежит компании Adobe. Предоставляет услуги разработчикам, художникам, иллюстраторам бесплатно. В коллекции сервиса собрано несколько миллионов работ. Здесь каждый может опубликовать свою работу, прокомментировать коллег. Интересно, что проект оценивается или положительно, или никак. Отрицательных оценок нет.
Интересный инструмент, фотохостинг, позволяющий быстро найти новую дизайнерскую идею, кулинарный рецепт, свой стиль, практически любой источник вдохновения. Понравившиеся изображения можно сохранять в тематические коллекции, делиться ими, они всегда будут доступны в личном кабинете.
Фотостоки: Life of pix, Pexels, Adobe Stock, Unsplash
Существуют десятки различных фотостоков — платные, бесплатные, условно платные. Они позволяют быстро найти нужное изображение, графику. На одних больше редкого контента, на других — меньше. Что лучше, платный или свободный проект, сказать сложно. Зачастую изображения с платных стоков размещаются на многих сайтах, а на бесплатном ресурсе можно найти действительно классное и уникальное фото.
Рассмотрим четыре популярных бесплатных фотостока:
Life of pix предоставляет бесплатные фотографии в высоком разрешении, которые ежедневно вручную отбирают администраторы. Регистрация не нужна. Каждую неделю команда проводит конкурс «Фотограф недели». Есть возможность создать своё портфолио, персонализировать свои фотографии.
Pexels публикует стоковые фото и видеоролики. В библиотеке более 3,2 млн бесплатных продуктов. В настоящее время доступ к сайту и сервисам пользователям из России закрыт.
Adobe Stock представляет коллекции стоковых фото в высоком разрешении без лицензионных выплат. Клиентам предлагаются гибкие планы подписки.
Unsplash собрал более 3 миллионов бесплатных, уникальных и красивых фотографий со всего мира. База обновляется каждые десять дней. Контент интересный и оригинальный. В сообществе почти 300 тысяч фотографов. Регистрация доступна для новичков и профессионалов.
Awwwards
Это сайт конкурса для профессиональных дизайнеров и разработчиков. Портал позволяет найти множество инновационных, креативных идей по веб-дизайну.
Muzli
Это браузерный плагин, работающий и в мобильном приложении. Каждый раз при запуске браузера или открытии нового окна представляет ленту интересных изображений, новейших проектов, логотипов, приложений.
They draw
Творческая площадка для иллюстраторов, художников со всего мира. В архиве более 20 тысяч иллюстраций из категорий «Еда», «Путешествие», «Сад». Более 7 тысячи пользователей присылают свои работы. Платформа используется для развития творческих навыков.
Motionographer
Один из ключевых ресурсов для дизайнеров, позволяющий публиковать свои работы и отслеживать тенденции в отрасли. Здесь публикуются не только изображения, проекты, но и творческий контент, состоящий из интервью, статей, историй.
ArtStation
Один из самых крупных сайтов для дизайнеров, художников, работающих в сфере разработки игровых персонажей, кино, дизайне. Платформа позволяет создать портфолио, пообщаться и даже получить предложения по работе. Здесь можно продавать свои фото.
В чем заключается разница между референсом и мудбордом
Если говорить про референсы для фотосессии — что это? Это возможность воплотить в жизнь точный образ. Это примеры, в которых отражается нужный визуальный стиль. А мудборды — подборка референсов на одну тему, собранная на доске. Картинки без подписей, объяснений, поток образов, объединенных общей идеей, настроением.
Почему референсы не являются плагиатом?
Референс не является плагиатом, поскольку при работе с ним не создается точных копий. Это возможность получить заряд вдохновения, чтобы создать нечто новое, уникальное. А чтобы не попасть в ловушку копирования, рекомендуется всегда работать с несколькими референсами.