Что такое обучение, учение и научение: определения и разница понятий

Дарья Кабанова
Дарья Кабанова Дарья Кабанова
65
Специализация: Инвестиции, туризм, недвижимость, криптовалюты, авто, технологии
Задать вопрос
3 минуты чтения
Комментировать

Вы когда-нибудь замечали, как легко запоминаются случайные мелочи — пароль от старого аккаунта или чужая песня из TikTok? А вот правила грамматики или формулы почему-то требуют усилий и времени. Дело не только в сложности материала — просто работают совершенно разные механизмы запоминания и усвоения. Вы можете обучаться, научаться и учиться. На первый взгляд разницы нет, но именно эти нюансы определяют, как устроен процесс получения знаний. Разберёмся, в чём же отличие этих трёх методов и в каких случаях мы их используем.

Что такое обучение в педагогике? Фото: нейросеть

Определения научения, обучения и учения

Научение, обучение и учение — три понятия, которые часто путают, хотя они описывают разные процессы получения знаний.

Научение — это когда человек набирается опыта сам, даже не задумываясь об этом.

Обучение — процесс, в котором знания передаёт кто-то другой, например учитель. Это совместная работа, где один объясняет, а другой запоминает.

Учение — самостоятельная работа человека над новым материалом. Здесь важны желание, усилия и осознанность.

Сравниваем понятия и методы

Несмотря на то, что мы дали вольные определения, разница видна. Однако есть множество нюансов. Поэтому, давайте последовательно разбираться, что это за методы и чем они отличаются друг от друга.

Научение и обучение

Научение и обучение имеют общую цель — приобретение знаний, но методы её достижения различны. Они также могут идти параллельно.

Научение может быть непреднамеренным и не требует участия преподавателя. Обычно процесс происходит через личный опыт и взаимодействие с окружающим миром. Этот процесс может быть неосознанным и спонтанным.

Например, ребёнок может научиться различать цвета или понимать интонации речи, просто наблюдая за взрослыми.

Обучение же — процесс целенаправленный. Оно предполагает наличие методики, преподавателя и заранее поставленных целей. В этот процесс входят: школьные занятия, курсы или тренинги.

В книге Джона Б. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» подчёркивается, что обучение — это социально организованный процесс, в то время как научение — сугубо индивидуальный.

Признак

Научение

Обучение

Осознанность

Может быть осознанным или неосознанным процессом

Осознанный процесс

Организация

Спонтанный

Планомерный

Роль преподавателя

Обязательна

Обязательна

Результат

Навыки и факты об окружающем мире

Знания, умения, навыки

Учение и обучение

Учение — это самостоятельная активность, которая может появиться только из-за нашей мотивации. В отличие от него обучение — процесс, который организует кто-то извне: учитель, наставник или образовательная система.

Например, изучение иностранного языка с помощью приложения — это учение, а занятия с преподавателем — обучение.

В «Большом психологическом словаре» под редакцией Б. Мещерякова и В. Зинченко учение описывается как процесс, при котором человек приобретает и закрепляет способы деятельности. Иными словами, это действия самого ученика, направленные на развитие знаний, умений и навыков.

Обучение же подразумевает активную роль учителя, который не только передаёт знания, но и направляет, поддерживает и проверяет усвоенный материал.

Эти процессы тесно связаны. При хорошем обучении у человека появится интерес к самостоятельной работе. Осознанное учение, в свою очередь, поможет глубже понять материал и повысить эффективность обучения.

Научение и учение

Учение и научение действительно похожи, но главное отличие — в осознанности. Учение — это осмысленный процесс, когда человек ставит перед собой цель освоить новые знания или навыки. Оно требует мотивации, регулярной практики и вовлечённости. Например, когда кто-то самостоятельно изучает программирование или учит иностранный язык.

Научение, напротив, может происходить неосознанно. Человек приобретает навыки или информацию в ходе повседневного опыта — например, ребёнок запоминает слова, подслушанные в разговоре взрослых, или начинает ориентироваться в городе благодаря поездкам на машине.

Как отмечается в «Большом психологическом словаре», учение — это процесс приобретения и закрепления способов деятельности. Научение же может быть как результатом целенаправленной работы, так и побочным эффектом взаимодействия с окружающим миром.

Таким образом, учение включает элементы научения, но всегда связано с нашей инициативой. Благодаря осознанности и целенаправленности это хоть и сложный, но более контролируемый процесс.

Примеры в практике

Чтобы лучше понять разницу между научением, обучением и учением, рассмотрим примеры из реальной жизни. В таблице приведены ситуации, которые иллюстрируют каждый из процессов с объяснением причин.

Вид процесса

Пример

Причина

Научение

Ребёнок повторяет слова, которые слышит от родителей, не осознавая, что учится говорить

Процесс происходит спонтанно, без внешнего контроля и осознанной цели

Обучение

Урок математики в школе, где учитель объясняет решение уравнений, а ученики выполняют задания по его указаниям

Процесс организован извне, с активной ролью учителя, который передаёт знания

Учение

Взрослый человек самостоятельно изучает иностранный язык с помощью учебников и приложений

Процесс инициируется самим человеком, требует мотивации, регулярной практики и познавательной активности

Какую роль играет каждый процесс в педагогике

В педагогике научение, обучение и учение переплетаются, создавая систему формирования знаний, умений и навыков. Каждый процесс играет свою роль.

Их можно использовать по отдельности или в комплексе для изучения нового материала или навыка:

  1. Научение помогает формировать базовые навыки, такие как запоминание или подражание, особенно у детей.
  2. Обучение помогает систематизировать знания и их передачу с помощью преподавателя.
  3. Учение же развивает самостоятельность, формирует навык анализа и поиска информацию. Также помогает применять это на практике.

Некоторые педагогические подходы объединяют все три процесса. Например, деятельностный подход Л. С. Выготского утверждает, что обучение создаёт зону развития — пространство, где, то, что мы называем научением и учением развиваются одновременно. Этот подход показывает, как взаимодействие ученика с преподавателем и самостоятельная работа дополняют друг друга.

Понимание этих процессов помогает всей образовательно системе. Например, появляются новые гибкие модели, которые учитывают индивидуальные особенности учеников и создают условия для всестороннего развития как ребёнка, так и взрослого.
1
1
43
3
Рейтинг статьи 3 из 5

Поделитесь своим мнением:

0/2000
В
Вася Белухин
04 марта 2025 09:23
Вот такие дарьи и придумали определение "обучающийся" в Законе об образовании. А также ЕГЭ.
0
0
Спам