Вы когда-нибудь замечали, как легко запоминаются случайные мелочи — пароль от старого аккаунта или чужая песня из TikTok? А вот правила грамматики или формулы почему-то требуют усилий и времени. Дело не только в сложности материала — просто работают совершенно разные механизмы запоминания и усвоения. Вы можете обучаться, научаться и учиться. На первый взгляд разницы нет, но именно эти нюансы определяют, как устроен процесс получения знаний. Разберёмся, в чём же отличие этих трёх методов и в каких случаях мы их используем.
Определения научения, обучения и учения
Научение, обучение и учение — три понятия, которые часто путают, хотя они описывают разные процессы получения знаний.
Научение — это когда человек набирается опыта сам, даже не задумываясь об этом.
Обучение — процесс, в котором знания передаёт кто-то другой, например учитель. Это совместная работа, где один объясняет, а другой запоминает.
Учение — самостоятельная работа человека над новым материалом. Здесь важны желание, усилия и осознанность.
Сравниваем понятия и методы
Несмотря на то, что мы дали вольные определения, разница видна. Однако есть множество нюансов. Поэтому, давайте последовательно разбираться, что это за методы и чем они отличаются друг от друга.
Научение и обучение
Научение и обучение имеют общую цель — приобретение знаний, но методы её достижения различны. Они также могут идти параллельно.
Научение может быть непреднамеренным и не требует участия преподавателя. Обычно процесс происходит через личный опыт и взаимодействие с окружающим миром. Этот процесс может быть неосознанным и спонтанным.
Обучение же — процесс целенаправленный. Оно предполагает наличие методики, преподавателя и заранее поставленных целей. В этот процесс входят: школьные занятия, курсы или тренинги.
В книге Джона Б. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» подчёркивается, что обучение — это социально организованный процесс, в то время как научение — сугубо индивидуальный.
Признак | Научение | Обучение |
Осознанность | Может быть осознанным или неосознанным процессом | Осознанный процесс |
Организация | Спонтанный | Планомерный |
Роль преподавателя | Обязательна | Обязательна |
Результат | Навыки и факты об окружающем мире | Знания, умения, навыки |
Учение и обучение
Учение — это самостоятельная активность, которая может появиться только из-за нашей мотивации. В отличие от него обучение — процесс, который организует кто-то извне: учитель, наставник или образовательная система.
В «Большом психологическом словаре» под редакцией Б. Мещерякова и В. Зинченко учение описывается как процесс, при котором человек приобретает и закрепляет способы деятельности. Иными словами, это действия самого ученика, направленные на развитие знаний, умений и навыков.
Обучение же подразумевает активную роль учителя, который не только передаёт знания, но и направляет, поддерживает и проверяет усвоенный материал.
Эти процессы тесно связаны. При хорошем обучении у человека появится интерес к самостоятельной работе. Осознанное учение, в свою очередь, поможет глубже понять материал и повысить эффективность обучения.
Научение и учение
Учение и научение действительно похожи, но главное отличие — в осознанности. Учение — это осмысленный процесс, когда человек ставит перед собой цель освоить новые знания или навыки. Оно требует мотивации, регулярной практики и вовлечённости. Например, когда кто-то самостоятельно изучает программирование или учит иностранный язык.
Научение, напротив, может происходить неосознанно. Человек приобретает навыки или информацию в ходе повседневного опыта — например, ребёнок запоминает слова, подслушанные в разговоре взрослых, или начинает ориентироваться в городе благодаря поездкам на машине.
Как отмечается в «Большом психологическом словаре», учение — это процесс приобретения и закрепления способов деятельности. Научение же может быть как результатом целенаправленной работы, так и побочным эффектом взаимодействия с окружающим миром.
Таким образом, учение включает элементы научения, но всегда связано с нашей инициативой. Благодаря осознанности и целенаправленности это хоть и сложный, но более контролируемый процесс.
Примеры в практике
Чтобы лучше понять разницу между научением, обучением и учением, рассмотрим примеры из реальной жизни. В таблице приведены ситуации, которые иллюстрируют каждый из процессов с объяснением причин.
Вид процесса | Пример | Причина |
Научение | Ребёнок повторяет слова, которые слышит от родителей, не осознавая, что учится говорить | Процесс происходит спонтанно, без внешнего контроля и осознанной цели |
Обучение | Урок математики в школе, где учитель объясняет решение уравнений, а ученики выполняют задания по его указаниям | Процесс организован извне, с активной ролью учителя, который передаёт знания |
Учение | Взрослый человек самостоятельно изучает иностранный язык с помощью учебников и приложений | Процесс инициируется самим человеком, требует мотивации, регулярной практики и познавательной активности |
Какую роль играет каждый процесс в педагогике
В педагогике научение, обучение и учение переплетаются, создавая систему формирования знаний, умений и навыков. Каждый процесс играет свою роль.
Их можно использовать по отдельности или в комплексе для изучения нового материала или навыка:
- Научение помогает формировать базовые навыки, такие как запоминание или подражание, особенно у детей.
- Обучение помогает систематизировать знания и их передачу с помощью преподавателя.
- Учение же развивает самостоятельность, формирует навык анализа и поиска информацию. Также помогает применять это на практике.
Некоторые педагогические подходы объединяют все три процесса. Например, деятельностный подход Л. С. Выготского утверждает, что обучение создаёт зону развития — пространство, где, то, что мы называем научением и учением развиваются одновременно. Этот подход показывает, как взаимодействие ученика с преподавателем и самостоятельная работа дополняют друг друга.
Поделитесь своим мнением: