Факторы, влияющие на выбор профессии: что необходимо для успешного выбора

Анастасия Тарасова
Анастасия Тарасова Анастасия Тарасова
3452
Специализация: экономика, социальные льготы, налоги, пенсии.
Задать вопрос
8 минут чтения
1
0
327
Комментировать

Ещё в детском саду ребёнка спрашивают взрослые: «а кем ты хочешь стать?» Что б ребёнок ни ответил — взрослые умиляются. Когда наступает подростковый возраст, учителя и родители задают вопросы уже не праздно, не чтобы развлечься, а с тревогой: выбор профессии — это очень важно. Однако дети в восьмом, а иногда и в одиннадцатом классе часто не знают, куда им пойти учиться, кем стать. На что опираться при выборе профессии — расскажем в этой статье.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Какие факторы влияют на выбор профессии, рассказывают психологи, профориетологи, педагоги, но единой классификации не выработано.

Одна из самых известных систем выбора профессии принадлежит российскому психологу и педагогу Евгению Климову. Её ещё называют восьмиугольником Климова, поскольку он выделил 8 факторов выбора профессии:

  • личные профессиональные планы;
  • способности;
  • знания о существующих профессиях;
  • желание общественного признания;
  • склонности;
  • позиция семьи;
  • мнение друзей;
  • потребности рынка труда.

Разберём, что влияет на выбор профессии, подронее.

Личные профессиональные планы

Это карьерный трек, который человек сам для себя создал. Например, вы мечтаете работать в определённой компании на определённой должности. Это цель. Чтобы её достичь, нужно поставить для себя задачи — то есть определить, какие шаги нужно сделать, чтобы получить желаемый результат.

С течением жизни карьерные планы могут уточняться, меняться. Толчком к этому может стать смена ценностей, изменения в жизни и многое другое. О том, как во взрослом возрасте менять профессию, мы писали в статье «Как поменять профессию и работу в 30, 40 или 50 лет».

Способности

Мы все разные: кто-то отлично рисует, кто-то с лёгкостью овладевает иностранными языками. Один моментально может разобраться в математических формулах, а другой — чутко воспринимает красоту рифмы и метафоры в стихах. Это всё способности.

Если человек знает о своих способностях, то ему будет проще выбрать профессию. Например, аналитический склад ума, умение решать задачи помогут сделать карьеру в экономике, аналитике данных.

Знания о существующих  профессиях

Мир меняется. Некоторые профессии отмирают у нас на глазах или трансформируются. Чтобы выбрать перспективную специальность, стоит изучить современный рынок труда: кто востребован, какие тренды зарождаются, в какую сторону меняется мир. Чем шире знания, тем выше вероятность выбрать то, что идеально вам подойдёт. Напротив, узкие знания о современных профессиях могут привести к неверному решению.

Например, подросток мечтает связать свою жизнь с медициной. Очевидный выбор — врач. Но в медицине есть и современные направления. Например, биоинформатик, аналитик медицинских данных.

Желание общественного признания

Вообще, желание быть признанным в обществе, — хороший мотиватор. Например, дети в начальной школе тщательно делают уроки, чтобы учитель и одноклассники их уважали.

Для многих быть признанным важно. Это путь к профессиям, где можно находиться на виду. Например, певец, артист, профессиональный спортсмен. Возможно, подойдут профессии, уважаемые в обществе. Например, врач. Кто-то будет стремиться к руководящей должности.

Одним словом, каждый видит признание в чём-то своём. Нужно найти, что для вас значит признание.

Склонности

Склонности — не то же самое, что способности. Склонности — то, что нас вдохновляет, чем нам нравится заниматься. Не обязательно мы делаем это хорошо, но удовольствие однозначно получаем.

Например, вы любите вязать носки. Можно сделать это хобби и вязать по вечерам ради удовольствия. Можно — сделать бизнесом: открыть онлайн-школу по вязанию, разрабатывать мастер-классы, торговать носочной пряжей и собственными изделиями.

Позиция семьи

Семья может оказать огромное влияние на выбор профессии. Причём влияние как положительное, так и отрицательное.

Семейные традиции. До сих пор можно встретить профессиональные династии. Например, все в роду врачи. От ребёнка ждут, что он пойдёт по стопам предков. Способности, цели, мечты и желания ребёнка при этом задвигаются на задний план. Излишнее давление, высокие ожидания могут привести к конфликту в семье (дети часто уходят в отрицание). Либо ребёнок становится безвольным, выполняет волю родных, но удовлетворения не испытывает.

Нереализованные мечты родителей. Мамы и папы часто воспринимают ребёнка как продолжение самого себя и воспитывают его в духе «доделай то, что у меня не получилось». Например, мама бросила карьеру певицы из-за семьи и сейчас всячески пытается устроить дочь в эту сферу. Проблемы те же самые, что и с династиями — мы не учитываем истинные потребности ребёнка.

Финансовые возможности семьи. Иногда ребёнку приходится учиться там, где получится, потому что родители не могут платить за вуз или не могут содержать ребёнка 5 лет, пока идёт учёба.

Культурные нормы семьи. Иногда в семье сильны некоторые установки, которые навязываются детям. Например, бизнесмены — люди без морали, полиция — низкие подлые личности, на госслужбе всегда стабильно, честным путём не заработаешь, лучше быть бедным, но честным и гордым и т. д. В итоге путь к некоторым сферам становится закрытым — ребёнок туда боится идти.

Мнение друзей

Школьники выбирают профессию в возрасте 15−18 лет. Это подростковый период, который характеризуется сепарацией от родителей. Детям в этом возрасте важно мнение сверстников, друзей. Бывает, что профессию выбирают за компанию: уходят в колледж после 9 класса, поскольку в школе не остаётся друзей или поступают в один институт с подругой.

Также может оказать влияние социальное давление. Допустим, все в окружении ребёнка бредят IT, а он хочет пойти в лингвистику, но стесняется, боится осуждения.

Кстати, позиция семьи и мнение друзей могут сработать наоборот. У детей сильна протестная мотивация в духе «назло мамке уши отморожу». Если на подростка чрезмерно давят, если семья и окружение для него не авторитет, то он ни за что не пойдёт туда, куда ему говорят, даже если в глубине души считает идею неплохой.

Потребности рынка труда

Мы уже упомянули, что рынок труда постоянно меняется, впрочем, как и геополитическая, экономическая обстановка. Например, сейчас в России активно развивается IT-направление, инженерия, военное дело во всех проявления (от командного до технологического). Есть «вечные» профессии: врачи, учителя, воспитатели. Их сложно заменить искусственным интеллектом или роботами, поэтому об отмирании этой сферы речи не идёт. Также возможно развитие гейминга, ивент-сферы, туризма. На данный момент есть недостаток в рабочих, которые могли бы работать на заводах.

Однако потребности рынка меняются постоянно, также происходить перенасыщение. Массовый интерес к IT-сфере может привести к тому, что специалистов станет так много, что рабочих мест не хватит всем, а зарплаты упадут.

Как правильно выбрать будущую профессию

Для успешного выбора прфоессии необходимо учитыватьв се факторы. Задумываясь о карьерном пути, школьники часто учитывают не все. Школа, родители могут тормозить тот или иной фактор, ставить установки. Например, навязывать свой выбор и своё представление о хорошей карьере.

Чтобы проще было определиться с будущей профессией, определите свои желания, умения и возможности

1. Хочу. Спросите себя, чего вам хочется на самом деле. Не вашим родителям, не вашим учителям или друзьям, а именно вам. Можно, например, представить себе картинку — типичный рабочий день, который принесёт удовольствие и в котором будет комфортно. Опять же это должен быть образ, который отображает ваши мечты. Важно очиститься от навязанных установок. Допустим, вы представляете, что сидите один в кабинете, подписываете документы и указываете другим, что нужно делать. Может, стоит пойти в бизнес?

2. Могу. Что у вас хорошо получается, что вы умеете, в чём вы уже показали себя? На этом этапе стоит отделить академические успехи от личных. Если у вас пятёрка по математике, это не значит, что нужно связать жизнь с этой наукой. Отталкиваемся от личных умений и желаний. В конце концов, пятёрка может быть связана с усилиями педагога или репетитора.

3. Надо. Что вам нужно, чтобы достичь успеха и как можно реализовать свои мечты. Например, какие предметы ЕГЭ нужно сдавать, на сколько баллов, как подтянуть знания, как создать портфолио в вуз.

Профориентолог Анастасия Кассина предлагает такой план выбора профессии для подростка:

Анастасия Кассина
Анастасия Кассина
Профориентолог
Комментарий эксперта:
Комплекс мероприятий современной профориентации включает в себя: тест-диагностику, знакомство с миром профессий, наставниками, анализ личности, знакомство с рынком труда, дни открытых дверей в учебных заведениях, профпробы, индивидуальная работа специалиста в области профориентирования с семьёй и подростком
Итак, чтобы выбрать профессию, нужно разобраться в себе, определить свои сильные и слабые стороны, понять, как, с кем, в какой сфере хочется работать, изучить современные профессиональные сферы, сходить на дни открытых дверей, пообщаться со студентами, с представителями разных профессий, заручиться поддержкой семьи.

К кому обратиться, чтобы выбрать профессию

Несколько вариантов, которые можно использовать, чтобы была поддержка в выборе профессии.

1. Родители. Пожалуй, начинают все с родителей. В этом есть свои плюсы и свои минусы. Мама и папа могут сбить подростка с пути собственными установками, представлениями о прекрасном будущем и великолепной карьере. Если взрослые не очень чутко относятся к ребёнку, придерживаются тоталитарного стиля воспитания, то они будут препятствовать самоопределению.

Задача взрослого: поддерживать и помогать (возить на дни открытых дверей, знакомить с интересными представителями разных профессий, расширять кругозор, вместе с ребёнком изучать современные тренды), но ни в коем случае не навязывать своё мнение.

2. Профориентолог. Есть такая профессия — помогать с выбором карьерного пути. Профориентолог не знает вас и ребёнка, а, значит, не навешивает ярлыки, как это часто бывает с педагогами в школе. Профориентолог проведёт тестирование, представит результаты, определит проблемы, которые мешают самоопределиться, поможет разобраться в себе, познакомит с профессиями, наставниками, вузами. Главное — выбрать специалиста, который психологически подходит вам и ребёнку. Какие бы хвалебные отзывы ни сопровождали профориентолога, если ребёнок с ним закрыт, то результата вы не получите.

3. Психолог. Он поможет разобраться в себе и в том, чего хочется именно вам. То есть нащупать свой путь или решить другие проблемы, которые мешают выбору профессии. Например, ослабить конфликт с родителями, найти мотивацию к учёбе. Психолог должен вам подойти. Не с каждым специалистом могут сложиться доверительные отношения. К тому же есть разные психологические техники. Возможно, вам придётся попробовать несколько разных психологов, прежде, чем найдёте подходящего.

4. Школа. С 7 класса в школе начинается профориентация. Детей знакомят с современными профессиями. При желании школа может проводить профпробы — то есть дети попробуют себя в той или иной деятельности. Можно пройти профориентацию в школе: с помощью преподавателей, психолога. Но только в том случае, если у ребёнка с педагогами сложились хорошие отношения, а сами учителя не используют язык ярлыков и установок. То есть подходят к выбору профессии объективно и через научно обоснованный подход.

5. Окружение. Это могут быть друзья ребёнка, друзья родителей, их коллеги. Со всеми можно пообщаться про профессии. Со взрослыми можно даже договориться о том, чтобы побыть немного на их работе, посмотреть, что там происходит. Допустим, знакомый юрист может взять в суд, чтобы понаблюдать за процессом, повар — пустить на профессиональную кухню илиу строить мастер-класс.

Ошибки при выборе профессии

Ошибки вы выборе профессии зачастую связаны со слабым самоопределением и со слепым следованием за навязанным мнением или установками. Ещё часто встречается устаревший подход к выбору профессии.

  1. Чужие установки. Мама хочет видеть ребёнка только врачом или боится, что тот уйдёт в школу полиции. Это всё лишает свободы выбора.
  2. Узость взглядов. В современном мире очень много профессий. Не стоит зацикливаться на классике: мед, пед и политех. Стоит посмотреть шире.
  3. Мнение, что только вуз даст хорошее образование, хорошую работу и высокую зарплату. Оглянитесь. Есть люди, у которых два высших образования, но они не могут устроиться на работу. А есть те, кто окончили колледж и успешно строят карьеру. Дело не только в качестве образования, но и в личных качествах человека: в гибкости, общительности, умении развиваться, трудолюбии.
  4. Мнение, что выбранная в детстве профессия навсегда. Можно окончить вуз и разочароваться в выборе. Можно долго работать по профессии и вдруг понять, что хочется совсем не этого. Менять профессию — это нормально.
  5. Мнение, что нужно определиться именно в школе. Эта установка создаёт гигантское давление на ребёнка. Ему постоянно напоминают, что выбор судьбоносный. Правда в том, что можно ошибаться — жизнь от этого не пойдёт под откос.
  6. Пренебрежение склонностями ребёнка. Есть такое мнение в родительской среде — математику, русский и другие базовые предметы нужно знать на пять. Ну если не на пять, то хотя бы на четыре. Если ребёнок испытывает сложности с этими предметами, ему нанимают репетитора. Но давайте посмотрим всё-таки на ребёнка. Может у него склонность не к математике, а к литературе. Он бы не задачки решал, а книжки читал, стихи писал. Но времени на любимое занятие нет. В итоге и математика у ребёнка средненько идёт, не вызывает удовольствия, и любимый предмет он забрасывает, хотя бы мог стать олимпиадником. То есть нужно следовать за способностями ребёнка, склонностями.