ФГОС: как, когда и зачем был создан федеральный государственный образовательный стандарт

Анастасия Тарасова
Анастасия Тарасова Анастасия Тарасова
4018
Специализация: экономика, социальные льготы, налоги, пенсии.
Задать вопрос
7 минут чтения
Комментировать

Российское образование базируется на федеральных образовательных стандартах (ФГОС). Любая аккредитованная образовательная организация должна работать по стандартам. Что же такое ФГОС, как он меняется, зачем нужен и как школы его используют?

Зачем школам ФГОС. Фото: freepik.com

Что такое ФГОС

ФГОС расшифровывается как федеральный образовательный стандарт. Это свод правил для школ, ссуз и вузов, которые описывают, как, чему учить, какие цели и задачи ставить, сколько преподавателей нанимать и как оборудовать учебное заведение.

В 1993 году в Конституции появилось понятие «образовательный стандарт». В ч.5 ст. 43 читаем:

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты

Государство 30 лет назад возложило на себя обязанность стандартизировать образование. После распада СССР стали появляться альтернативные программы, различные подходы к обучению. Единая система была нужна, чтобы не получилось так, что дети учатся кто во что горазд со всеми вытекающими проблемами: пробелы в образовании, различные идеологии, несоответствие школьной программы требованиям вуза.

ФГОС — важный документ для страны, но создавали его медленно и долго. В Конституции упоминание об образовательном стандарте появилось в 1993 году, а сам документ — в 2004 году. До этого велись политические споры относительно того, кто утверждает стандарт и каким должно быть его содержание.

С 2004 года и по сегодняшний день образовательный стандарт сменился трижды. Сейчас школы работают по ФГОС третьего поколения.

Как менялись образовательные стандарты в России

Первое поколение образовательного стандарта

Первый документ назывался государственный образовательный стандарт (ГОС). Его приняли в 2004 году.

ГОС существовал недолго. В 2009 году его уже поменяли, потому что стандарт описывал только содержание предметов: какие темы должны изучать в школе и какие дидактические материалы применять.

То есть ГОС учитывал только предметный результат. Личность школьника оставалась за скобками: стандарт не учитывал, какие дополнительные умения, навыки, компетенции школьник должен получить, как станет применять знания и как будет объединять информацию по нескольким предметам в единую систему.

Впрочем, критика первого стандарта излишня. Документ изначально был запланирован как промежуточный, переходный. Некий костыль, пока чиновники не придумают что-то получше.

К тому же закон «Об образовании» предписывает обновлять стандарты не реже, чем раз в 10 лет.

Второе поколение образовательного стандарта

В 2009 году появился ФГОС, федеральный образовательный стандарт. Он продержался весьма долго, до 2020 года. Новый стандарт вводили медленно и последовательно: в начальной школе, в средней, потом — в старшей. Параллельно основным ФГОС стали появляться специальные стандарты для детей с ограничениями по здоровью.

Переход на ФГОС второго поколения завершился только в 2012 году. Выпускники, отучившиеся по новым программам, только-только окончили школу.

Стандарт второго поколения отличается тем, что описывает не только знания, которые должен получить ребёнок. ФГОС v.2 ориентирован на личность ребёнка.

  1. Появились требования к результатам обучения. Это личностные результаты, метапредметные и предметные. То есть школа должна воспитывать ребёнка, формировать у него универсальные учебные навыки (анализировать, выделять главное и т. д.) и только потом — давать знания по учебным предметам. То есть компетенции стоят выше, чем знания.
  2. Появилась стратегия индивидуального подхода. Школы могут вводить профильные классы, углублённое изучение предметов, а старшеклассники вольны выбирать направленность обучения и предметы.
Итак, основное отличие ФГОС от ГОС: в центре личность ребёнка, а не содержание учебного предмета.

Однако ФГОС v.2 критиковали за то, что в нём не указаны конкретные требования к содержанию учебного предмета и к результатам его изучения. Как будто случился перекос: о личности ребёнка, о получаемых компетенциях упомянули, но содержание предметов не прописали, да и подходы к воспитанию были описаны размыто. Это привело к проблемам: учителя могли менять темы, переставлять их, что-то заменять. Поскольку конкретики не было, вольности допускались — под размытые формулировки можно было подвести что угодно. В том числе — использовать старые учебники.

Поскольку у школ была возможность менять программы под себя, получалось так, что одни дети лучше обучены, другие — хуже обучены. ФГОС един для всех, ЕГЭ един для всех, но почему-то не все школы одинаково хорошо сдают экзамен.

Третье поколение образовательного стандарта

В 2022 году появился ФГОС третьего пересмотра. Стандарт стал конкретным: в нём сказано, какие темы и когда нужно изучать, какой результат должны показывать ученики.

  1. Много внимания ФГОС уделяет личностному развитию, воспитанию, культуре непрерывного обучения.
  2. Отдельной функцией прописано формирование знаний об истории и культуре России, о её значении в мире.
  3. Второй иностранный перестаёт быть обязательным. Его введут только по согласованию с родителями.
  4. Изучение финансовой грамотности становится обязательным. Её вводят в школьные предметы: окружающий мир, обществознание, математику, географию.
  5. С 5 класса можно выбрать углублённое изучение предметов: информатика, физика, химия, биология.
  6. Можно выбирать разные учебные модули.
  7. Школа получила право разрабатывать индивидуальные учебные планы.
  8. Прописано использование электронных ресурсов в обучении.
  9. Детализированы требования к внеурочной деятельности.
  10. В ФГОС чётко прописаны предметные и личностные результаты обучения. То есть дети не только должны получить конкретные знания по математике. физике и прочим предметам, но и компетенции через патриотическое, экологическое, гражданское воспитание.
  11. Воспитанию уделяется большое внимание: само понятие конкретизируется, а в программах должен быть план и программа воспитательной работы.

Переход на новые образовательный стандарт идёт постепенно:

  1. 2022−2023 — первые и пятые классы начинают учиться по обновлённым программам, которые созданы с учётом ФГОС третьего поколения. Набирать классы с обучением по старым ФГОС запрещено.
  2. 2025−2026 — вся начальная школа учится по новым ФГОС.
  3. 2026−2027 — вся основная школа переходит на новые ФГОС.

Зачем нужны образовательные стандарты?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно изучить ст. 11 закона «Об образовании».

ФГОС обеспечивают:

  1. Единое образовательное пространство на всей территории РФ. Переходя из школы в школу, переезжая из региона в регион, ребёнок не должен испытывать сложностей, поскольку везде учат по одной, утверждённой государством, схеме.
  2. Преемственность основных образовательных программ. Каждая последующая ступень обучения базируется на знаниях, которые ученики получили в других классах. Невозможно освоить программу пятого класса, если не изучена программа начальной школы.
  3. Гарантия качества. Государство берёт на себя обязательство — дать каждому ученику конкурентное образование с учётом всех современных требования не только к знаниям, но и к гибким навыкам.

Теоретически у каждого ребёнка, где бы он ни жил, в какой бы семье ни воспитывался, должны быть одинаковые условия для обучения. То есть мальчик из глухой деревни имеет такие же шансы поступить в МГУ, как и московский школьник, потому что учат их одинаково — по стандартам.

Все образовательные программы, учебники, пособия должны быть созданы с учётом ФГОС. Если образовательное учреждение в разработке программ не учитывает стандарт, то государственной аккредитации у него не будет.

Что содержит ФГОС

На официальном сайте ФГОС перечислены все виды стандартов. Они делятся по ступеням обучения:

  • ФГОС дошкольного образования;
  • ФГОС начального общего образования: 1−4 классы;
  • ФГОС основного общего образования: 5−9 классы;
  • ФГОС среднего общего образования: 10−11 классы;
  • Стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью;
  • Стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ;
  • ФГОС среднего профессионального образования;
  • ФГОС высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата;
  • ФГОС высшего образования по направлению подготовки специалитета;
  • ФГОС высшего образования по направлениям подготовки магистров;
  • ФГОС высшего образования по направлению подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре;
  • ФГОС высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
  • ФГОС высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Мы видим, что стандарты охватывают всю систему обучения: детские сады, школы, вузы, послевузовское оубчение, а также учитывают детей с особенностями развития.

У каждого ФГОС есть три вида требований:

  1. Требования к структуре основных образовательных программ: какие темы, когда изучать и сколько часов для этого требуется.
  2. Требования к условиям реализации программ: кадровые, финансовые, материально-технические.
  3. Требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Если родители хотят знать, как и чему будут учить их ребёнка в школе, то нужно смотреть на ФГОС и учебные планы своей школы.

Для примера изучим образовательный стандарт для начальной школы. Результаты обучения в начальной школе включают: личностные результаты, метапредметные и предметные.

Приведём примеры по разным результатам

Личностные:

1. Формирование уважительного отношения к иному мнению.

2. Формирование патриотизма и гражданской идентичности.

3. Формирование целостного взгляда на мир.

4. Формирование навыков адаптации к меняющемуся миру.

5. Принятие социальной роли обучающегося.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности.

7. Формирование эстетических потребностей.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, сопереживания.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

10. Формирование установки на ЗОЖ.

Метапредметные:

1. Овладение способностью принимать и поддерживать цели и задачи обучения.

2. Освоение способов решения творческих и поисковых проблем.

3. Формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей.

4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха.

5. Освоение начальных форм рефлексии.

6. Использование речевых, информационных, коммуникативных технологий для решения познавательных задач.

7. Использование различных средств поиска.

8. Овладение навыков смыслового чтения.

9. Овладение анализом, синтезом, классификацией.

10. Готовность слушать собеседника.

11. Определение цели и пути её достижения.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты.

Предметные делятся по каждому предметы в отдельности. Например, результат изучения русского языка должен быть таким:

1. Сформированное позитивное отношение к грамотной устной и письменной речи.

2. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка: орфоэпических, лексических, грамматических и правилах речевого этикета: выбирать правильные речевые средства для решения коммуникативных задач.

3. Овладение учебными действиями с языковыми единицами.

Зачем это знать родителям? Невозможно воспитать, обучить ребёнка только за счёт работы учителя. Семья оказывает огромное влияние на формирование личности. Если родители не будут целенаправленно формировать те или иные компетенции, то школа бессильна. Например, одна из целей школьной программы — дать установку на ЗОЖ. Это делается через уроки физкультуры, внеурочную деятельность спортивной направленности, через кружки и секции. Но если при этом дома любят лежать на диване и поглощать фастфуд, а бегунов в парке осуждают, то ребёнок культуру ЗОЖ не впитает, как бы школа ни старалась.

То есть родителям тоже нужно формировать личностные, метапредметные и предметные компетенции ребёнка.

Критика ФГОС

Как только российскую систему образования не ругают: эксперименты над детьми, поколение ЕГЭ, в подмётки не годится советской школе и прочее, прочее.

Однако критикой занимаются те, кто ФГОС не читал. Сами по себе стандарты не столь плохи: цели и задачи обучения и воспитания вполне соответствуют задачам возраста и целям формирования разносторонней личности с полным набором гибких навыков.

Однако ФГОС — сферический конь в вакууме. Их используют создатели учебных программ, учебников, контрольно-измерительных материалов. Одним словом, чиновники от образования ориентируются именно на ФГОС. Школам тоже некуда деваться — они составляют учебный план, учебную программу, нанимают педагогов, формируют материально-техническое обеспечение с учётом стандартов.

На местах же учителя работают пусть и по программам, учебникам ФГОС, но с учётом опыта, умений, знаний, мастертества, вовлечённости в работу. От личности учителя зависит, насколько успешно дети освоят программу.

Большое мерило знаний — ЕГЭ. Учителя, готовя детей, учитывают кодификаторы к единому экзамену, чтобы дети знали то, что будут проверять на экзамене. ФГОС отходят на задний план, поскольку цель выпускника школы — сдать ЕГЭ.

Как бы то ни было: ФГОС есть и будут. Периодически их меняют: добавляют новые темы, меняют местами, добавляют новые модули, совершенствуют цели обучения и воспитания, добавляют идеологическую составляющую.

Если вы учитесь в российской системе образования, то подчинены стандартам.

Онлайн-заявка на кредитную карту во все банки

Заполните заявку
Заполните онлайн-заявку и получите список предложений по вашим условиям
2
1
224
3.7
Рейтинг статьи 3.7 из 5

Поделитесь своим мнением:

0/2000