Категорийный менеджер – это аналитик, планировщик, закупщик, составитель отчётов, товаровед в одном лице. И это далеко не все роли такого специалиста. Обычно его задействуют в тех сферах, где есть большой ассортимент товаров, но только закупками он не занимается. Расскажем, что это за человек, какие функции выполняет, где можно этому научиться.
Кто такой категорийный менеджер
Категорийный менеджмент подразумевает управление группами товаров с целью развивать бизнес, привлекать новых клиентов, повышать прибыль. Такие специалисты работают не только в сфере ретейла, но и e-commerce. Профессия появилась за рубежом, но со временем «прижилась» и в России. Вначале такие сотрудники были задействованы в работе крупных торговых сетей, позже – в дистрибьюторских компаниях, на производствах, в сфере онлайн-торговли.
В зависимости от отрасли подход к работе существенно отличается. Например, если специалист работает с модными брендами, он обязан разбираться в трендах и на их основе составлять ассортимент продуктов. Без этого не будет продаж. Если это небольшой сетевой магазин, важно разбираться в спросе на повседневные товары.
Должностные обязанности категорийного менеджера
Единого списка не существует – всё зависит от сферы деятельности. Но в целом должностные обязанности категорийного менеджера таковы:
- Работа со складскими запасами. Должен определять, какая продукция пользуется повышенным спросом, и на основе этого увеличить закупки. И наоборот – уменьшить запасы того, что покупается плохо.
- Работа с закупками: от поиска надёжных поставщиков до контроля приёма товара.
- Формирование ассортимента по категориям. Сюда входит изучение спроса со стороны покупателей, анализ продаж схожих товаров у конкурентов, также составляется расчёт потенциальной прибыли.
- Ценовая политика. Например, может организовать акции и распродажи товаров, срок годности которых подходит к концу, или коллекций прошлых сезонов. И напротив – увеличивать наценку на те категории, которые пользуются повышенным спросом, например, в начале сезона.
- Составление отчётов и инструкций. Может делать прогнозы по продажам, ценам, анализировать спрос и предложение и др.
Такой специалист должен внедрить категорийный менеджмент, если это необходимо, постоянно анализировать состояние ассортиментных категорий, показатели продаж, работать с новинками, находить новых поставщиков, управлять складом, вести переговоры с поставщиками, организовывать работу продавцов. И это лишь только часть функций.
Успешный категорийный менеджер не работает «в одиночку». Если в организации в принципе не используется такой подход, нет сильной информационно-аналитической базы, бизнес-процессы не налажены, эффективность будет минимальна.
Кому подойдёт профессия категорийного менеджера
Обучение на категорийного менеджера можно посоветовать тем, кто:
- работал в отделах закупок или продаж, понимает значимость правильного подбора ассортимента;
- способен работать в режиме многозадачности – работать одновременно и с товарами, и с людьми: сотрудниками магазина, поставщиками, руководством;
- разбирается в маркетинге и понимает значимость стратегии продвижения;
- работал в логистике.
В целом, попасть в профессию не так сложно – все необходимые знания можно получить с нуля. Часто на позицию категорийного менеджера переходят с другой должности в той же компании, например, с позиции менеджера по закупкам.
Необходимые навыки и личные качества в категорийном менеджменте
Список необходимых жёстких навыков:
- знать правила внедрения категорийного менеджмента;
- уметь анализировать ассортимент;
- понимать принципы KPI персонала;
- разбираться в рекламе, ценовых предпочтениях покупателей;
- составление плана закупок, умение работать с поставщиками;
- понимание принципов ценообразования;
- контроль работы сотрудников;
- анализ спроса на товары со стороны покупателей;
- управление товарной матрицей;
- работа с основными инструментами менеджеров – программами и сервисами.
Пригодятся такие мягкие навыки:
- коммуникабельность – придётся взаимодействовать с большим количеством людей;
- стрессоустойчивость – работа менеджеров разнообразна, часто требует быстрого принятия решений;
- умение взять на себя ответственность;
- аналитический склад ума;
- способность доводить начатое до конца.
Такой специалист должен быть внимательным, дисциплинированным, уметь презентовать информацию, руководить персоналом.
В каких компаниях он нужен
Менеджер нужен бизнесу вне зависимости от сферы деятельности:
- розничная и оптовая торговля;
- e-commerce;
- fashion-индустрия;
- дистрибьюторские компании;
- производства.
Любая компания, которая занимается продажей или выпуском товаров в большом ассортименте, нуждается в услугах такого специалиста.
Где учиться на менеджера
Существует несколько способов получить профессию.
Обучение в учебных заведениях
В вузах редко учат узким направлениям менеджмента, поскольку категорийный менеджер – лишь одна из многочисленных специализаций. Университеты и институты позволяют получить образование по направлениям менеджмент, маркетинг – это позволит войти в профессию с необходимыми базовыми навыками.
Платные курсы
Профессию можно освоить на платных курсах:
- Skillbox – «Категорийный менеджмент в Fashion»;
- Русская школа управления – «Управление ассортиментом. Категорийный менеджмент от «А" до «Я"»;
- Stepik – «Категорийный менеджмент. Полный курс по профессии»;
- Бизнес-школа SRC – «Я – категорийный менеджер»;
- Московская бизнес-школа – «Категорийный менеджмент 2.0 по международному стандарту»;
- школа «Триумф» – «Закупочная логистика, специализация — категорийный менеджмент»;
- ВШЭ – «Категорийный менеджмент и стратегическое управление закупками и запасами».
В среднем на платных курсах освоить профессию можно за 2–6 месяцев. Также существуют короткие интенсивы для повышения квалификации, они могут состоять из нескольких онлайн-уроков и предназначены для тех, кто уже знаком с азами менеджмента, например, работает с закупками.
Бесплатные курсы
Чтобы получить знания бесплатно, подойдут такие курсы:
- LeadStartup – «Что такое Категорийный Менеджмент»;
- Бизнес-школа SRC – «Практика ценообразования для категорийного менеджера» (видеолекция);
- Бизнес-школа Категорийного менеджмента – «Категорийный менеджер – кто ты?» (видеолекция в нескольких частях).
Для самообучения можно использовать видео на YouTube. Например, подойдут материалы с каналов TopControl, видео Павла Лисовского, бесплатные уроки Бизнес-школы SRC.
Востребованность профессии
Бизнес нанимает категорийных менеджеров, чтобы увеличить продажи и прибыль. Чаще таких сотрудников берут в штат крупные торговые компании, в ассортименте которой тысячи, а иногда и десятки тысяч позиций. В этой сфере востребованность профессии высока.
Сколько зарабатывают категорийные менеджеры
На hh.ru по состоянию на начало апреля 2023 года опубликовано почти 2000 вакансий. Минимальная планка заработной платы – 70–80 тыс. руб., максимум – 150–200 тыс. руб. Ищут специалистов в сферах логистики, розничных продаж, фармацевтики и др.
Ступеньки карьеры и перспективы
Категорийный менеджер – уже не самая низкая ступенька карьерной лестницы. На эту должность часто попадают менеджеры других направлений, например, по продажам, которые уже проработали некоторое время в компании.
Но рост возможен. Например, такой специалист может дорасти до управления магазином или открыть собственное дело.
Где работать и как искать работу новичку
Новички без опыта могут попробовать свои силы на должности, например, менеджера по закупкам или продажам с постепенным ростом до категорийного менеджера. Специалисты уровня Middle с опытом работы от года могут претендовать на более высокий доход и устроиться работать в крупную дистрибьюторскую, торговую сеть и другие сферы. То есть, чем выше профессиональный уровень, опыт, пул знаний, тем больше шансов попасть в крупные компании с соответствующим уровнем дохода.
Работу можно искать двумя способами – обращаться лично в те компании, где хотели бы трудоустроиться, или отслеживать вакансии на специализированных площадках:
- HeadHunter;
- SuperJob;
- Зарплата.ру и др.
Поскольку такая профессия не предполагает дистанционного формата работы, рассматривайте тот регион, в котором живёте или готовы переехать.
Плюсы и минусы профессии
Профессия связана с определёнными сложностями – требует высокой концентрации внимания, умения выстраивать бизнес-процессы, посвящать много времени работе. Но у неё немало плюсов.
Плюсы
Основные преимущества:
- разноплановая деятельность – такие сотрудники занимаются и закупками, и ассортиментом, и складом, и продажами, работают и с конечными потребителями, и с другими сотрудниками компании;
- большой объём полномочий – это даёт возможность самостоятельно принимать важные решения, но и ответственность за результат тоже лежит на менеджере;
- высокая оплата – в среднем категорийный менеджер может рассчитывать на зарплату в 100–150 тыс. руб. в месяц, но доход варьируется в зависимости от сферы бизнеса, компетенции, опыта работы;
- перспективы в карьере – с этой позиции можно перейти на руководящую должность, например, управлять филиалом или стать директором компании;
- востребованность – крупные дистрибьюторские и торговые сети всегда нуждаются в опытных специалистах, но в последнее время всё чаще их ищут небольшие компании на этапе расширения.
Найти работу такие специалисты могут в любом регионе, но столичные работодатели, как правило, предлагают более высокую зарплату.
Минусы
Основные недостатки:
- Высокий уровень ответственности. Категорийный менеджер должен отвечать и за ассортимент, и за остатки на складе, знать потребности покупателей, на основе чего самостоятельно принимать решения.
- Ненормированный график. Такие сотрудники погружаются в бизнес-процессы полностью, поэтому часто не работают по графику 5/2. Работа во внеурочное время для категорийных менеджеров – больше норма, чем исключение.
- Высокая сложность. Такие сотрудники работают в режиме многозадачности, что требует самоотдачи, дисциплинированности.
Порог входа в профессию зависит от места, где планирует работать менеджер. Если это небольшая торговая сеть, вполне можно устроиться на должность стажёра или помощника. Крупные представители ретейла обычно заинтересованы в специалистах с опытом, поэтому не всегда берут людей со стороны, а предпочитают обучать тех, кто уже давно работает в компании.