Контент-менеджмент (content management) подразумевает работу над контентом, которым наполняют сайты, соцсети и другие площадки. Специалист в этой сфере может совмещать обязанности редактора, копирайтера, дизайнера, SMMщика, а может специализироваться на каком-то одном направлении. Расскажем подробнее о контент-менеджере – кто это и чем занимается, где можно этому научиться, насколько востребована профессия.
Кто такой контент-менеджер
Контент-менеджер (content manager) следит за тем, чтобы на сайте всегда был актуальный материал – тексты, фото, видео и др. В его обязанности может входить:
- составление контент-плана;
- написание собственных уникальных или редактирование чужих текстов;
- подбор визуального контента для наполнения сайта;
- публикация на сайте.
У контентщика могут быть и более узкие задачи. Например, составление ТЗ для копирайтеров, работа с отзывами, иногда – помощь веб-дизайнерам, монтажерам.
Необходимые навыки контент-менеджера
Hard skills контент-мейкера многочисленны, но чёткого списка требований нет – каждая компания самостоятельно определяет, чем должен заниматься такой специалист исходя из особенностей бизнеса. Soft skills же стандартны для большинства digital-профессий.
Soft skills
Важно, чтобы контент-менеджер обладал следующими навыками:
- коммуникабельность, позитивный настрой;
- быстрая обучаемость;
- способность обрабатывать большие объёмы информации, анализировать её;
- умение работать в команде.
Специалист должен следить за трендами, мониторить информационное пространство, контактировать с большим количеством людей – владельцами бизнеса, командой.
Hard skills
Контент-менеджеры – специалисты широкого профиля, которые должны многое уметь. Из необходимых навыков:
- анализировать ЦА при составлении контент-плана;
- подбирать креативные идеи;
- писать и редактировать интересные тексты, публиковать их;
- разбираться в SEO;
- работать с метатегами;
- организовывать email-рассылку;
- работать с видео и картинками;
- уметь настраивать рекламу;
- понимать инструменты Google и Яндекс.
Иногда эти обязанности разделяют между собой несколько сотрудников, например, копирайтеры, SMM-щики и редакторы.
Плюсы и минусы профессии
Управление контентом – творческое и нескучное занятие, но у профессии есть и минусы.
Достоинства
Основные плюсы:
- Низкий порог входа. Не нужно получать специальное образование, годами нарабатывать портфолио, работу смогут найти даже новички в сфере.
- Возможность роста. Контент-менеджеры могут перейти в другие ниши, например, копирайтинг, редактуру, сосредоточиться на SMM.
- Работать можно и в офисе, и на удалёнке. Некоторые устраиваются в штат, но часть контент-менеджеров успешно работают на фрилансе.
В целом у профессии высокий потенциал развития при достаточно невысоких требованиях к специалистам.
Недостатки
У профессии есть минусы:
- приходится работать с большими объёмами данных, проводить аналитику, поэтому важна внимательность;
- работа часто монотонна, требует усидчивости при оформлении сайтов и соцсетей;
- нужно соблюдать строгие дедлайны, из-за чего график становится ненормированным.
Ещё одна проблема – нечёткий набор обязанностей. Часто уже в процессе оказывается, что сотрудник должен уметь намного больше, чем заявлено в описании вакансии.
Актуальность и востребованность профессии контент-менеджера
Специалист, занимающийся контентом, нужен в любой компании, которая ведёт свои соцсети, блоги, имеет корпоративный сайт. Он следит за тем, чтобы в рассылках, на всех площадках была актуальная информация, привлекающая потенциальных клиентов или покупателей. Кроме того, такие сотрудники мотивируют пользователей на целевые действия. Например, контент-менеджер социальных сетей кроме размещения постов может проводить конкурсы с призами за подписку, репост и другие действия, приносящие пользу бизнесу заказчика.
Профессия становится всё более актуальной, особенно после пандемии, когда часть бизнеса перешла в онлайн. С миграцией компаний в интернет нужно всё больше специалистов, которые будут управлять контентом.
Какая зарплата у контент-менеджера
В среднем контент-менеджеры могут рассчитывать на зарплату 30 тыс. руб. на позиции джуниора и до 60–80 тыс. руб., но уровень её зависит от набора навыков. Например, при совмещении с SMM московские работодатели предлагают соискателям до 100–150 тыс. руб. в месяц. По данным hh.ru на начало марта 2023 года, бо́льшая часть вакансий предусматривает возможность работать из дома.
Как стать контент‑менеджером с нуля
Высшее образование для контент-менеджера необязательно, но будет бонусом, особенно, связанное с бизнесом заказчика или в сфере IT, филологии, редактуры. Азы профессии можно освоить самостоятельно или на курсах.
Бесплатные курсы
Бесплатные программы:
- SMM School предлагает бесплатный онлайн-курс по контент-маркетингу, состоящий из 7 уроков;
- в бизнес-школе IE есть англоязычный курс «Brand and Content Marketing» длительностью 13 часов, включает видеолекции, тесты и практические упражнения;
- Калифорнийский университет предлагает курс «The Strategy of Content Marketing», который позволит освоить копирайтинг, контент-маркетинг и менеджмент, рассчитан на 21 час, позволяет получить сертификат, видео идёт на английском языке с субтитрами на русском;
- в школе Stepik есть курс, посвящённый только контент-менеджменту, состоит из 20 уроков, 10 тестов и 6 интерактивных задач.
Бесплатные курсы проходят в формате онлайн, включают только видеоуроки, иногда дополнительно к ним есть тесты для самопроверки и практически задания. Поддержка преподавателями обычно не предусмотрена.
Платные курсы
Платные курсы:
- Skillbox «Профессия контент-маркетолог с нуля до PRO» – познакомит с обязанностями контент-менеджера, научит разрабатывать контент-стратегию, писать, редактировать тексты, оценивать эффективность работы. Кроме теории включает практические задания, есть обратная связь от преподавателей, доступ к материалам остаётся навсегда. Гарантировано трудоустройство.
- TexTerra «Контент-маркетолог». Курс состоит из 11 видеолекций. Учит работать с ЦА, создавать контент и управлять им, анализировать проекты. Выдаётся диплом.
- Galmakov.com «Профессия контент-менеджер». Состоит из 4 больших лекций длительностью до 6 часов каждая. Обеспечивает поддержку преподавателем, позволяет собрать портфолио. Выдаётся сертификат.
- Международная академия экспертизы и оценки. Курс по профессиональной переподготовке рассчитан на 3 месяца. Позволит освоить новую профессию и получить диплом.
В онлайн-школах есть программы разных уровней сложности, рассчитанные как на новичков, так и на переподготовку специалистов из других областей.
YouTube
Тематические каналы на Youtube позволят освоить азы профессии:
- TexTerra;
- «Русский Маркетинг»;
- Nota Bene;
- Sosindex.
Вуз
Профессия контент-менеджера достаточно молодая, поэтому отдельного направления в вузах нет, но есть смежные специальности:
- «Реклама и связи с общественностью в коммерческом секторе»;
- «Журналистика»;
- «Бренд-коммуникации»;
- «Издательское дело» и др.
Где найти работу контент-менеджеру
Часто работу помогают найти в онлайн-школе, если проходить платное обучение, но можно подобрать ее самостоятельно.
Соцсети
Объявлений о поиске контент-менеджеров много в Telegram, ВК. Каналы во ВКонтакте:
- Дистанция. Фриланс, удаленная работа;
- Подслушано Копирайтинг;
- SMM. Копирайтер. Контент-менеджер;
- Копирайтер/Копирайтинг Contental;
- На Заказе. Фриланс, удаленка, подработка.
Каналы в Telegram:
- Finder.vc: удаленная работа — вакансии;
- Работа в диджитал и медиа;
- Премиум удаленка;
- Норм работа;
- Ждем резюме;
- Текстодром.
Некоторые группы в соцсетях предлагают платные услуги, которые дают ранний доступ к свежим вакансиям.
Сайты поиска работы
Самые популярные площадки для фрилансеров:
- kwork.ru;
- fl.ru;
- superjob.ru;
- hh.ru.
Здесь можно найти не только разовые заказы, но и вакансии, позволяющие устроиться в штат.
Фриланс-биржи
Крупных заказов на фриланс-биржах немного, но на старте карьеры они помогают найти работу:
- Workzilla;
- ETXT;
- Advego;
- Weblancer;
- Text.ru.
Специализированных бирж для контент-менеджеров нет, бо́льшая часть из них предназначена для копирайтеров, реже встречаются заказы на редактуру. Но подходящие вакансии встречаются.