При презентации дизайна проекта трудно обходиться исключительно словами. Поэтому для этого используют специальный визуальный инструмент — мудборд. Он необходим, чтобы передать заказчику соответствующий образ и атмосферу. Рассказываем, что такое мудборд и как его создать.
Что такое мудборд, зачем он нужен и кто его использует
Слово «мудборд» имеет англоязычное происхождение. Оно произошло от словосочетания «mood board», что переводится как доска настроения. Так называется коллаж из иллюстраций, фото, слов, рисунков, который создают под определённый дизайн-проект: интерьера, одежды, сайта, мероприятия.
Например, дизайнеру поставили задачу разработать дизайн сайта туристического блога. Его визуальное решение может быть разным: забавным или серьёзным, изысканным или упрощённым, выполненным в тех или иных цветах. Чтобы найти нужные образы, с которыми будет ассоциироваться блог, и используют мудборд.
Коллаж помогает выразить настроение, передаёт то, что сложно выразить словами. Он позволяет:
- Улучшить понимание желаний заказчика. Клиент может вносить коррективы, выбирать близкие для него образы.
- Свести к минимуму правки в окончательном макете. Согласовав всё заранее, вы с большей вероятностью создадите макет, который устроит заказчика.
- Возвращаться к прошлым задумкам. Трудно держать в голове многочисленные образы. И даже если они не пригодились, могут быть полезны позже.
- Создать основу для будущего проекта. Мудборд — это база, на которую помещаются дальнейшие элементы. Согласовав его, дизайнер точно понимает, в каком направлении двигаться.
Мудборд выступает в качестве презентации идей дизайнера. С его помощью специалист может поделиться своими мыслями и взглядами с заказчиком, коллегами.
Важно, что доска настроения — это не просто собрание разных фотографий, рисунков и элементов. Все детали этой работы должны взаимодействовать между собой, дополнять друг друга и помогать передавать смыслы.
Мудборд, референс, концепт
Мудборд, референс и концепт — составляющие одной работы дизайнера. Чтобы начать трудиться над проектом, специалист должен найти объекты, которые помогут определить главную идею. Такими объектами могут быть изображения, фотографии, места и даже цветовая палитра. Они называются референсами (от английского «reference» — ссылка, ориентир).
Главная задача референса — помочь дизайнеру найти вдохновение и понять, как должен выглядеть проект, каким образом его визуализировать. Иными словами, референс — это шаблон, на который опирается специалист.
В работе дизайнер может использовать один референс или несколько. В одном можно почерпнуть стиль, в другом — композицию, в третьем — цветовую гамму и т. д. Такой подход позволяет создать что-то новое, отличающееся от других.
Подобрав референсы, дизайнер начинает работу над задачей. Чтобы найти окончательные образы и визуализировать собственные идеи, он создаёт мудборд из ассоциативных изображений. Это позволяет понять, как должен выглядеть концепт — готовый эскиз дизайна интерьера, мобильного приложения, сайта или любого другого проекта. Концепт служит базой для отрисовки окончательного макета.
Пример мудборда
Мудборд — инструмент, который можно использовать для решения любых креативных задач. К нему обращаются не только дизайнеры, но и художники, фотографы, режиссёры — творческие люди, которым требуется вдохновение.
Стилистика и наполнение доски настроения зависит от поставленных перед специалистом задач. Поэтому примеры мудбордов бывают совершенно разными. Например, коллаж для передачи цветовой гаммы может выглядеть так:
С помощью такого мудборда можно продемонстрировать, как цвета передают ощущения, какие эмоции они вызывают. Кроме того, дизайнер показывает, как различные оттенки гармонируют между собой.
Следующий пример демонстрирует, как может быть использован мудборд в дизайне интерьеров. С его помощью специалист показывает, как сочетаются различные материалы, их цвета и текстуры.
Часто доски настроения используют в брендинге. С их помощью формируют фирменный стиль компании, призванный производить определённое впечатление. Это хорошо иллюстрирует следующий пример мудборда, который можно взять за основу для айдентики бизнеса, связанного с товарами для дома.
Мудборды используют и фотографы. Коллаж из фотографий на определённую тематику может стать основой для портфолио таких специалистов. Также он подходит для разработки концепции торжественных мероприятий.
Основные правила создания мудборда
Мудборд полезен, если он правильно создан и передаёт те эмоции, которые должен. В противном случае он может даже навредить, вызвав ненужные ассоциации. Чтобы этого не случилось, специалисты должны пользоваться правилами создания.
Цветовые палитры
Цвет — эффективный инструмент, с помощью которого дизайнер может передать атмосферу и вызвать эмоции. Доказано, что различные цвета и их оттенки по-разному воспринимаются человеком:
- Красный ассоциируется с энергией, иногда – агрессией. Не зря в качестве основного его выбирают некоторые бренды, целевая аудитория которых — молодёжь.
- Зелёный — цвет гармонии и природы. Поэтому нередко его используют в рекламе продуктов питания.
- Синий ассоциируют с уверенностью и стабильностью. Этот цвет можно увидеть в логотипах многих технологичных компаний, которые стремятся подчеркнуть надёжность.
- Холодные цвета хорошо соотносятся с практичными вещами и товарами, серьёзными услугами: техникой, инструментами, правовыми сервисами.
- Тёплые оттенки подходят для передачи чувственного опыта. Они ассоциируются с развлечениями, продуктами питания.
При работе над проектом важно подбирать такие цвета, которые соответствуют целям и вызывают правильные ассоциации у зрителя.
Обычно для мудборда выбирают 2–3 основных цвета и их оттенки. В некоторых случаях достаточно одного. Задача дизайнера — не перегрузить изображение и акцентировать внимание на нужных деталях.
Иллюстрации и фото
Перед тем как сделать мудборд, нужно отобрать подходящие изображения и фото. Все они должны соответствовать замыслу специалиста и передавать идею. Обычно берут 30–40 элементов и из них выбирают релевантные.
Для работы над мудбордом дизайнеры используют изображения архитектурных форм, предметов искусства, интерьера, людей, природы. В некоторых случаях они берут различные абстрактные образы и объекты.
Текстуры, фактуры и паттерны
Ассоциации вызывают не только цвета, но и различные текстуры. Например, мрамор и стекло соотносятся с чем-то строгим. Если нужно вызвать чувство уюта, можно использовать мягкие ткани, для айдентики роскошных товаров подходит золото. Также работают и различные фактуры — глянец, шагрень и т. д.
Паттерны часто используют для создания фирменного стиля, а также при разработке дизайна интерьеров. Повторяющиеся узоры могут украшать рекламные материалы, фирменные бланки, стены и предметы мебели.
Шрифты, логотипы и цитаты
Типографика — важный элемент и в дизайне фирменного стиля, и при подготовке пригласительных на свадьбу. Для одних текстов подходит строгий стиль написания, а для других — романтичный.
Самые частые ошибки, которые встречаются в работах дизайнеров:
- Большой объём текста. Основа мудборда — изображение. Оно в первую очередь вызывает ассоциации.
- Плохое сочетание изображений и текста. Шрифты должны соответствовать образам, которые передают картинки. Они не должны вступать друг с другом в противоречие.
- Слишком яркий шрифт. Текст не должен первым бросаться в глаза, его задача — дополнять визуальный ряд.
Текст — действенный инструмент дизайнера. Он выступает подкреплением смыслов. С его помощью специалист даёт понять зрителю, какие образы должны возникать при просмотре работы, подталкивает его к нужным ассоциациям. Однако использовать его нужно аккуратно.
Этапы создания мудборда
Мудборд в дизайне — это основа проекта. Поэтому его создание требует больших усилий. Чтобы разработать полезный коллаж, нужно следовать определённым этапам работы.
Брифинг и постановка ТЗ
На старте следует определиться с тем, что нужно заказчику, какие конечные цели и задачи должен решать проект. Для этого следует обсудить:
- на какую целевую группу ориентирована работа;
- должен ли использоваться фирменный стиль;
- какие эмоции должен вызывать дизайн;
- какие примеры работ нравятся и не нравятся заказчику.
Специалисту следует запросить материалы, которые могут быть полезны. Попросите заказчика предоставить брендбук, образцы понравившихся рекламных брошюр, информацию о конкурентах. Всё это позволит определить направление работы.
Сбор материала
Определившись с вектором, специалист приступает к поиску референсов. Для этого следует найти работы подходящей тематики, изучить приёмы конкурентов.
Найдя источник вдохновения в референсах, следует подобрать изображения для воплощения задумки. Делают это обычно при помощи фотостоков, фотохостингов, творческих платформ, собственной базы фотографий.
Подготовка мудборда
После того как материалы отобраны, их нужно соединить в единое целое. Для этого придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Используйте правильную цветовую палитру. Цвета на мудборде должны сочетаться.
- Следите за количеством изображений. Множество картинок перегружают работу и не позволяют понять суть. Чтобы донести нужный образ, достаточно использовать 5–8 элементов.
- Помните об особенностях человеческого восприятия. Исследования доказывают, что люди концентрируют внимание на том, что находится в центре и в левом верхнем углу изображения. Поэтому там нужно размещать самую важную информацию.
Если составить коллаж не получится, ничего страшного. Мудборд — инструмент, который позволяет экспериментировать и вносить правки, добиваясь оптимального результата.
Согласование и утверждение
На заключительном этапе работу дизайнера нужно представить заказчику или его команде. В процессе презентации следует ответить на вопросы клиента, получить от него обратную связь. Если всё хорошо, можно переходить к разработке концепта, если нет — необходимо внести правки.
Основные инструменты для составления мудборда
Доска настроения может быть создана различными способами, даже при помощи простой бумаги и вырезок из газет. Но современные технологии позволяют автоматизировать этот процесс и сделать его удобным. Для этого используют специальные программы и приложения. Рассмотрим наиболее популярные из них.
Pinterest содержит множество изображений, которые можно использовать как для поиска референсов, так и для создания коллажа. Подходящие фотографии можно добавлять в коллекции, сортировать, создавать подборки.
У сайта понятный интерфейс. Для поиска подходящих изображений достаточно ввести нужный тег. Система подберёт фотографии определённых цветов, тематики и стилистики.
Canva
Canva — популярный инструмент, который используют для создания графического дизайна веб-страниц, постов, а также досок. Он позволяет объединять изображения, добавлять надписи, подбирать цветовую композицию.
Плюс этого ресурса — наличие большого количества шаблонов, а также интеграция с коллекциями фотографий и генераторами картинок.
Adobe Spark
Adobe Spark — известный инструмент, который входит в семейство Adobe. Интеграция с Adobe Stock позволяет пользователям получить доступ к богатой коллекции изображений.
Приложение удобно использовать для создания любых разновидностей графики. Пользователи могут создавать проекты, добавлять в них фотографии, менять шрифты и цвета.
Miro
Miro — интерактивная доска для совместной работы. Члены команды могут добавлять на неё свои элементы, делиться идеями и делать заметки.
Для регулярного использования ресурса требуется подписка. Однако попробовать в работе программу можно бесплатно.
Milanote
Milanote — специализированная платформа для создания досок визуализации. Позволяет добавлять на них изображения, надписи, оставлять комментарии. Предоставляет возможность совместной работы над проектом.
Особенность сервиса — огромный выбор шаблонов, позволяющий воплотить любые идеи. Пользоваться сайтом просто, поэтому платформа подходит для новичков в дизайне.
Чего не должно быть в мудборде
Чтобы создать удачный мудборд, следует избегать распространённых ошибок. Наиболее часто среди них встречаются:
- Сложность и перегруженность. Доска должна передавать основную идею. Если перегрузить мудборд изображениями или цветами, будет сложно уловить смысл.
- Стереотипность. Одинаковые фото, повторение цветовых гамм и другое копирование референсов не позволят выделить проект среди других.
- Неочевидные ассоциации. Изображения, размещённые на доске, должны вызывать определённые ассоциации и эмоции. Поэтому лучше использовать фотографии, которые понятны большинству зрителей и трактуются однозначно.
- Плохое сочетание цветов и элементов. Мудборд — целостная композиция, хотя и состоит из множества деталей. Поэтому они должны перекликаться между собой.
- Перегруженность текстом. Зритель не должен отвлекаться на чтение, вся композиция должна открываться ему сразу.
- Отсутствие пояснений. Отсутствие текста тоже отрицательно влияет на восприятие. Текст позволяет зрителю однозначно и правильно идентифицировать детали и понимать посыл.
Мудборд — полезный инструмент. Его использование облегчает работу творческих специалистов, помогает систематизировать информацию и визуализировать идеи. С ним вы сможете получить преимущества на рынке труда и убедить заказчиков работать именно с вами. Поэтому так важно научиться работать с этим инструментом.