Образовательная программа: что это такое и кто разрабатывает?
Что такое образовательная программа?
В ст. 12 закона «Об образовании» говорится, что программа определяет содержание образования. Если говорить упрощённо, то это документация, в которой перечислены знания, умения, навыки, компетенции, которые получит ученик, а также приведено фактическое содержание курса (материалы обучения, формы аттестации, академическая нагрузка и прочее). Программы отвечают на вопросы: как учить и воспитывать, чему учить, сколько учить, как проверять знания.
Если у вас есть вопрос по содержанию обучения, нагрузке, целям и задачам курса, то в первую очередь нужно искать программу и читать, что там написано.
Образовательные программы должны применяться всеми учебными заведениями и на всех ступенях обучения. Неважно, отдаёте ли вы ребёнка в детский сад или сами решили пройти курсы повышения квалификации.
Виды образовательных программ
«Закон об образовании» выделяет две большие категории программ: основные и дополнительные.
Основные образовательные программы:
- Общеобразовательные: дошкольное, начальное, основное и среднее образование. То есть это программы для детсадов и школ.
- Профессиональные: среднеспециальное обучение, бакалавриат, магистратура, специалитет. Это программы для вузов, колледжей, ПТУ, техникумов.
Эти программы обязательно соответствуют ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), а также для них разработаны примерные и федеральные программы, о которых мы ещё скажем.
Дошкольное, школьное и профессиональное обучение в России всё больше стремится к унификации. Разнообразие пока можно наблюдать только в системе высшего образования — у некоторых вузов есть право на разработку собственных программ, если они будут не хуже ФГОС.
Дополнительные образовательные программы:
- Общеразвивающие — направлены на совершенствование физических, творческих или личностных качеств. Это могут быть курсы рисования, критического мышления и прочие.
- Повышения квалификации и профессиональной переподготовки — направлены на совершенствование профессионализма. Это могут быть курсы по слесарному делу, бухучёту, госзакупкам и пр.
Для этих программ нет ФГОС, соответственно, программам не на что опираться. Методисты, педагоги могут разрабатывать программы сами, опираясь на авторские методики, наработки, опыт и запрос учеников.
Посмотрите, как отличаются, например, курсы профессионального переобучения в разных онлайн-школах. При одной цели «научить студента навыкам в определённой профессии» содержание курса может сильно отличаться и по количеству учебных часов, и по включённым дисциплинам, и по форме аттестации.
Федеральная основная образовательная программа
В 2023 система образования претерпела изменения. Появились федеральные основные образовательные программы (ФООП). Это документ, который определяет содержание общего образования, регламентирует образовательную деятельность в единстве урочной и внеурочной деятельности с учётом обновлённых ФГОС.
В школе ФООП обязательно применять для изучения некоторых гуманитарных предметов:
Начальные классы | Средние и старшие классы |
Русский язык, литературное чтение, окружающий мир | Русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ |
Перечисленные предметы школы преподают по программам, которые разработаны на государственном уровне. То есть школы могут вообще не писать свою программу, а взять федеральную. Но, если очень хочет, учебное заведение может взять за основу ФООП и на её основе написать свою программу, но содержание и результаты освоения программы должны быть не ниже, чем в федеральной.
Также школы могут перераспределять часы учебной нагрузки между предметами, если по ним не проводится ГИА. Например, забрать академические часы у истории, но увеличить — у литературы. Обычно это делают для классов с углублённым изучением некоторых предметов.
Новые правила созданы, чтобы во всей стране было единое образовательное пространство. Это исключает ситуацию, когда одна школа читает Шолохова, а другая — заменила его Горьким. Переходя из школы в школу, с одной ступени обучения на другу, ребёнок не должен замечать огромной разницы. При этом школам оставили небольшое пространство для манёвра.
ФООП включает в себя:
- Федеральный учебный план.
- Федеральный календарный учебный график.
- Федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин.
- Федеральная рабочая программа воспитания.
- Федеральный календарный план воспитательной работы.
Обратите внимание, что школы не только учат, но и воспитывают. Причём цели, задача и содержание воспитания утверждены государством и обязательны для всех школ.
Как узнать, чему и как будут учить
Учебные программы должны быть в открытом доступе на сайте учебного заведения. В школах обычно есть раздел «Об организации», а в нём — документы. В них обязательно найдутся учебные планы по предметам, внеурочной деятельности, календарные планы, федеральные программы.
В вузах, онлайн-школах, центрах профессиональной переподготовки обычно программы лежат на странице курса. О них стоит сказать подробнее, поскольку они сильно различаются. Если вы хотите получить качественное дополнительное образование, то первым делом нужно изучить программу.
На что обратить внимание:
- Форма обучения: очная. очно-заочная, с применением дистанционных технологий. Это вам даст представление о том, как построен процесс обучения: нужно ли ходить на курсы или можно проходить его из дома, будут уроки в записи или вебинары с преподавателем.
- Срок обучения — сколько всего часов вы будете заниматься. Для повышения квалификации минимум 16 часов, для профессиональной переподготовки — минимум 250 часов.
- Категории слушателей. Вам важно понять, подойдёт ли этот курс именно вам, не нужна ли для него базовая подготовка в определённой области.
- Планируемые результаты — что по итогу вы будете знать и уметь.
- Форма аттестации: как именно преподаватели станут оценивать уровень полученных знаний и умений.
- Учебный план. Пожалуй, одно из самых важных мест в программе. Вы узнаете, какие темы будуте изучать и сколько часов на них отводится.
Также можно заглянуть в учебные планы по модулям обучения. Это подробное описание того, что входит в каждую часть обучения: какие знания, умения и компетенции формируются, какие формы занятий применяются, какое методическое оснащение используется.
Также в программе есть информация об преподавателях и материально-техническом оснащении.
Изучая программу, отвечайте для себя на вопросы:
- Смогу ли я освоить этот курс, хватит ли базовых знаний и умений.
- Хватит ли времени, чтобы осваивать курс.
- Достигну ли я своих целей и задач, осваивая курс.
- Какие методики используются, комфортны ли они мне будут.