Растровая и векторная графика – способы создания изображений в компьютерной графике. С ее помощью разрабатывают анимацию, 3D-модели, полиграфическую продукцию и другое, применяя специальные программы, например, Adobe Photoshop. Разберём подробнее, как создаются графические изображения, где используются и можно ли этому научиться с нуля.
Что такое векторная графика
С помощью векторной графики создают графические объекты на основе линий, точек, многоугольников (примитивов). Фигуры здесь строятся по формулам, как, например, в геометрии окружность строят в системе координат.
Кроме размеров и координат элементов, можно задавать и прочие параметры:
- характеристики обводки при её наличии – цвет, толщину линии, форму;
- параметры заливки – градиент или один тон;
- расположение объекта по отношению к другим – верхним или нижним слоем;
- применение деформации, размытия.
Векторная графика названа так потому, что основными здесь являются векторы линий и координаты точек.
Созданные с помощью такой графики картинки состоят из контура и заливки. Контур рассчитывается не вручную, а с помощью специальных программ по математической формуле. Опорные точки соединяются кривыми. При этом по качеству векторные изображения не сильно уступают растровым, а отдельные пиксели не отображаются при любом увеличении.
Программы для работы с векторной графикой
Программы, в которых работают с векторной графикой, называют графическими редакторами.
Sketch
Sketch – редактор, в котором можно делать интерфейсы десктопных программ, мобильных приложений и др. Это профессиональный инструмент. Он не даёт возможности редактировать фотографии или создавать трёхмерную графику, как в Photoshop, но оптимально подходит, например, для иллюстративной графики.
Особенности:
- удобный экспорт графики;
- простой интерфейс;
- легкая работа с текстом;
- невысокая стоимость;
- возможность создавать библиотеки символов;
- наличие специальной утилиты для просмотра созданного дизайна.
Для работы используются простые инструменты, например, пипетка, перо или карандаш, вставка картинок, текста, фигур.
CorelDRAW Graphics Suite
С помощью этого графического редактора можно обрабатывать изображения, создавать наброски, моделировать объекты и даже проектировать, например, мебель.
Особенности:
- мультиплатформенность – работает на Windows, MAC, OS/2, Unix и Linux;
- имеет множество инструментов для создания векторных иллюстраций;
- предлагает готовые макеты страниц;
- есть библиотеки шрифтов;
- мультиязычность.
Редактор используют дизайнеры, типографии, художники при подготовке вывесок, баннеров, чертежей, иллюстраций, макетов и др.
Adobe Illustrator CC
Редактор векторной графики из пакета Adobe применяют для создания и редактирования логотипов, иконок, иллюстраций, паттернов, макетов для печати, инфографики, анимации, стикеров.
Особенности:
- имеет много встроенных инструментов для работы с векторными изображениями;
- совместим с другими программами из пакета Adobe;
- может работать и с растровыми изображениями, но без перевода в векторные.
По функционалу очень схож с CorelDRAW. Основной минус – ограничение в размере рабочей области, что критично при создании больших макетов.
FreeLogoDesign
Англоязычный инструмент для создания логотипов (и не только), работает на ПК и мобильных устройствах. Есть бесплатная версия, ограниченная в функционале. С ним удобно работать – можно ввести название компании, выбрать индустрию, а редактор предложит готовые шаблоны для логотипов. Но разрабатывать их можно и с нуля.
Форматы векторной графики разработчика
Используются такие форматы:
- .cdr;
- .ai;
- .cmx;
- .eps;
- .fla;
- .svg;
- .swf;
- .wmf.
У каждого формата есть свои особенности. Например, AI создан специально для редактора Adobe Illustrator и с другими редакторами часто не совместим. При масштабировании сохраняет высокое качество исходного изображения. CDR привязан к Corel Draw и практически не читается в других программах. EPS используют при подготовке документов для полиграфии, поскольку он удобен для больших объёмов информации.
Где используется векторная графика
Одно из основных назначений векторной графики – создание логотипов. Кроме них позволяет делать иконки, иллюстрации, технические чертежи. В то же время реалистичные изображения в ней получаются плохо.
Она даёт возможность масштабирования картинок почти без ограничений – их можно печатать на визитках и многометровых баннерах, и пикселей в любом случае не будет заметно.
Как научиться векторной графике
Такой графике можно научиться, не владея навыками рисования – бесплатно с помощью курсов и видео в интернете, а также платно в онлайн-школах.
Платные курсы
- «Профессия: графический дизайнер» от Skillbox;
- «Графический дизайн и коммуникации» от «Нетологии»;
- «Курс иллюстрации в Adobe Illustrator» от GeekBrains;
- «Графический дизайнер» от Pixel;
- «Масштабируемая векторная графика (Scalable Vector Graphics)» от Интуит;
- «ADOBE ILLUSTRATOR. Базовый уровень» от Udemy.
В онлайн-школах учат работать в Adobe Illustrator, Photoshop, CorelDraw, использовать разные жанры, оформлять буклеты, журналы, веб-страницы. Многие курсы предлагают помощь с трудоустройством.
Бесплатные курсы
Популярные бесплатные курсы:
- «Иллюстратор. Ядро» от Brush.guru;
- «Коммерческий иллюстратор» от «Яндекс.Практикум» (бесплатный доступ к вводной части);
- Adobe Illustrator от VideoSmile;
- вводные курсы по дизайну и иллюстрации от Creativshik.com.
YouTube
Популярные каналы на YouTube:
- design school;
- Silentip Дизайн;
- Alven — Разработка игр;
- Andrey Lov;
- Школа ретуши Басманова Максима;
- Евгения Лисицына.
Плюсы и минусы векторной графики
У векторной графики есть свои особенности.
Преимущества
Плюсы:
- бесконечный размер без ухудшения качества изображения;
- меньший вес, что упрощает отправку файлов и хранение;
- векторный формат легко переводится в растровый.
Недостатки
Минусы:
- иллюстрации с большим числом оттенков и мелких деталей сделать сложнее;
- при высокой детализации графики вес будет большим, от компьютера потребуется высокая производительность;
- функционал ограничен, особенно в плане использования свечения, теней, градиентов;
- не все форматы совместимы.
Что такое растровая графика
Растром называли инструмент в виде решётки для создания изображений и штрихов, которые потом воспроизводили в полиграфии. Сейчас так называется и разновидность графики, где иллюстрации создаются на основе пикселей – небольших точек разного размера, положения и цвета. Именно поэтому при увеличении изображение теряет чёткость, а его контур становится неровным – с «уголками» от пикселей.
Пример растрового изображения – точечные картинки, созданные в программе Paint. Они меняются, если их масштабировать – при сжатии пиксельные точки сливаются, мелкие детали становятся неразличимы, а при растягивании возникает ступенчатый эффект. Все нарисованные на бумаге или другом материале от руки картинки также растровые.
Характеристики растровой графики
Изображение из точек – отсканированные документы, рисунки, фотографии – более универсальны. Растровая графика в отличие от векторной позволяет создавать сложные рисунки с красивым переходом цветов и высокой детализацией в разных стилях.
Размер и качество цифрового изображения
Качество картинки определяют два параметра:
- размер, исчисляемый в пикселях;
- глубина цвета.
Глубину цвета измеряют в битах. Чем выше цифра, тем большее количество цветов использовано в изображении. И чем выше значение глубины цвета, тем бо́льшую реалистичность получает изображение, переходы оттенков в нём плавные, градиентные.
Мониторы на ПК сегодня способны поддерживать 24 бита. Соответственно, 16-битные изображения будут выглядеть на них более размытыми. Чем больше цветов используется, тем больше «весит» итоговое изображение – чёрно-белое, где пиксель весит 1 бит, будет намного «легче», чем такое же в цвете.
Кроме того, используют разные цветовые модели – RGB, CMYK, XYZ, YCbCr и др. В камерах и мониторах в основном RGB, в полиграфии – CMY(K). Модель RGB состоит из трёх цветов – красного, зелёного и голубого, все остальные получаются при их смешении в разных пропорциях.
Разрешение
Растровое изображение состоит из определённого количества пикселей по горизонтали и вертикали, например 640×480 – это и будет разрешение. Чем оно выше на одну единицу площади, тем более чёткая картинка и тем лучше на ней видны мелкие детали. Используют показатель DPI – число пикселей на дюйм.
Когда созданное изображение выводится на бумагу или экран, оно займёт прямоугольник определённого масштаба. Если оно масштабируется (растягивается или сжимается) под размер экрана или бумаги, качество будет хуже, поэтому количество пикселей по вертикали и горизонтали продумывают сразу исходя из параметров устройства отображения.
Форматы растровой графики
Растровые изображения могут иметь разные форматы:
- PNG;
- JPEG;
- RAW;
- GIF;
- BMP;
- PSD.
При выборе формата учитывают возможность сжатия с последующим восстановлением или без него. Например, BMP обычно применяют без сжатия, TIFF поддерживает возможность сжатия без снижения качества. Наиболее популярные форматы – JPEG и PNG.
Область применения растровой графики
Растровую графику используют в веб-дизайне, кинематографе, телевидении, полиграфии для таких целей:
- обработка цифровой фотографии;
- создание логотипов, эмблем, коллажей;
- сканирование и др.
Растровые изображения создают в графических редакторах и используют в рекламном, издательском деле, веб-технологиях при оформлении пользовательских интерфейсов, в фотографии. Источником же их могут быть цифровые фотоаппараты, сканеры, видеокамеры и др.
Программы для работы с растровой графикой
Для растровой графики тоже используют графические редакторы.
Adobe Photoshop
Adobe Photoshop – одна из самых популярных программ, где можно создавать и редактировать изображения. Она позволяет:
- поправить неудачное фото;
- сделать ретушь;
- создать коллаж;
- сделать фотомонтаж;
- работать с мокапами – 3D-моделями или фото будущих объектов;
- рисовать.
Инструментов в Photoshop очень много – возможности редактора почти безграничны. Тут можно использовать сложные спецэффекты, делать цветные фото чёрно-белыми и наоборот, накладывать фильтры, проектировать 3D-картинки. При этом у программы удобный русскоязычный интерфейс, несколько плагинов для расширения функционала, есть бесплатная демоверсия и сотни, если не тысячи, обучающих материалов.
Artipic
Приложение для обработки фото позволяет рисовать, редактировать, ретушировать и трансформировать изображения. Тут есть встроенные фильтры, цветокоррекция, спецэффекты и возможность работать с масками и слоями. В основном предназначено для векторной графики.
Отлично подходит для новичков – включает профессиональные инструменты, но стоит дешевле и просто в использовании.
NeoPaint
Редактор растровой и векторной графики, используемый на Windows и MS-DOS. Позволяет рисовать, редактировать готовые картинки, работать с мультипликациями GIF. Поддерживает различные форматы, в том числе JPEG, JPEG 2000, GIF, PCX и др. В нем можно работать со слоями, есть утилита захвата экрана, текстуры и спецэффекты.
В NeoPaint встроен браузер картинок, который помогает подбирать нужные изображения, а библиотека графических семплов – создавать изображения с нуля. Редактор максимально прост и рассчитан даже на пользователей с минимальным опытом в компьютерной графике.
Paintbrush
Редактор подходит для Mac OS X, выступает аналогом MacPaint. В основном предназначен для рисования и имеет для этого все необходимые инструменты – кисти, возможность работать со слоями, геометрическими фигурами. Профессиональных инструментов, как, например, для ретуширования в Photoshop, здесь нет.
Как научиться растровой графике
Изучить растровую графику можно при поддержке наставника в онлайн-школе или самостоятельно при помощи обучающих видео, бесплатных курсов.
Бесплатные курсы
Популярные бесплатные курсы:
- «Основы коммерческого веб-дизайна» от Даниила Волосатова;
- «Курс Adobe Photoshop с нуля» от Graphic Hack;
- «Эксперт в Photoshop за 30 дней» от CGSCOPE.
Платные курсы
Популярные платные курсы:
- «Основы работы в Photoshop» от Interra;
- «Photoshop с нуля» от Сreativo;
- «Photoshop» от Skillbox;
- «Основы Adobe Photoshop» от «Нетологии»;
- «Adobe Photoshop. Основы» от GeekBrains.
Youtube
Для изучения растровой графики и инструментов для работы с ней подойдут каналы на YouTube:
- Мария Тудеми;
- Study Kvo. Обучение веб-дизайну и UX/UI;
- Silentip Дизайн;
- Школа ретуши Басманова Максима;
- design school.
ВУЗ
Научиться компьютерной графике, в том числе растровой, можно в вузах (54.05.03–Графика):
- СПбГУПТД;
- Томский государственный университет;
- Московский политехнический университет;
- УрГАХУ;
- ЮФУ и др.
Плюсы и минусы растровой графики
Как и векторная графика, растровая имеет свои особенности.
Плюсы
Преимущества:
- высокая фотореалистичность;
- универсальность использования изображений;
- легкость создания, скорость обработки.
Минусы
Недостатки:
- низкое качество при масштабировании;
- внушительный «вес».
Отличие векторной графики от растровой
Растровая графика отличается от векторной такими параметрами:
- «Вес» изображений. Векторные намного «легче». Растровые, состоящие из пикселей, хранят информацию о каждом пикселе, а векторные – только об основных параметрах: положении, цвете, размере. Для примера – векторная картинка 10000 на 10000 пикселей будет весить примерно 640 Кб, а такая же растровая окажется тяжелее в 300 раз.
- Способ создания картинок. Растровые можно составить из пикселей, а векторные – из линий с заливкой.
- Реалистичность. Она выше у растровых изображений, но увеличивать их без потери качества практически невозможно.
- Сфера применения. Векторная больше подходит для создания графики, где не очень важна реалистичность – отрисовка иллюстраций, узоров, лого, фонов, иконок, а растровая позволяет создавать реалистичные картинки, фотографии.
Векторные изображения менее требовательны к оперативной памяти устройств, для воспроизведения же растровых нужны достаточные мощности.