Профессия product owner: что должен уметь специалист, как им стать и чем отличается от продуктового менеджера

Иван Блинов
Иван Блинов Иван Блинов
8032
Специализация: кредиты, микрозаймы, вклады, ипотека, автострахование, дебетовые и кредитные пластиковые карты
Задать вопрос
7 минут чтения
1
0
609
Комментировать

Product Owner – как дирижёр в оркестре. Он руководит всеми этапами выхода продукта на рынок: от идеи до презентации результата. Эта профессия относительно молодая и востребована в основном в digital и IT-среде, в scrum-командах ей отводится главная роль. Расскажем подробнее о таких специалистах – их задачах, необходимых hard и soft skills, зарплате.

Кто такой Product Owner

Продакт оунер (владелец продукта или scrum-мастер) – это специалист, играющий роль лидера в команде, которая выпускает продукт. Профессия получила развитие вместе с популяризацией agile-методов и появлением scrum-команд. Такую методику изобрели программисты. Её основная философия в том, что при разработке продукта используется командный подход, а обязанности в коллективе могут определяться нестандартно.

В этой иерархии продукт оунер занимает верхнюю строчку. Он «руководит» продуктом:

  • анализирует рынок и ЦА;
  • исследует работу разных гипотез;
  • работает с потребителями и стейкхолдерами (заказчиками или другими лицами, причастными к продукту);
  • составляет продуктовую стратегию;
  • ставит задачи команде;
  • формирует бэклог;
  • управляет релизами;
  • отслеживает метрики;
  • знает, как улучшить продукт.

Он занимается всеми этапами разработки и поддерживает продукт после релиза. В его задачи входят в том числе сбор команды, распределение задач, обеспечение ресурсами, тесное взаимодействие с клиентом, составление бюджета и ответственность за показатели. Такой специалист контактирует и с командой, и с клиентом, и с пользователями.

Отличия от product-менеджера

Функции Product Owner и product-менеджера действительно похожи, но есть различия:

Владелец продукта

Продуктовый менеджер

Привязка к модели выпуска продукта

«Скрам»

Нет

Зона ответственности

Должен достичь максимальной ценности продукта, работает с командой, но не указывает, что делать, а также с клиентом, пользователями.

Ответственен за общее видение продукта, соответствие его требованиям, контролирует работу на каждом этапе.

Направление деятельности

Тактическое – создание списка задач, дорожной карты, составление перечня предложений по повышению ценности конечного продукта в каждом из моментов разработки.

Стратегическое – определяет направление развития продукта для команды в целом и каждого её участника в отдельности.

KPI

Выпуск качественного продукта, который соответствует требованиям рынка на момент запуска.

Выпуск продукта, способного дать заказчику прибыль.

Отличия от project-менеджера

Есть отличия и с project-менеджером, который:

  • может управлять не всем процессом выпуска продукта, а определёнными этапами;
  • координирует работу команды – отвечает за дедлайны, мониторит зависимости между участниками, отслеживает метрики;
  • отслеживает два основных параметра – соблюдение бюджетов и сроков;
  • не отвечает за ценность продукта;
  • осуществляет управленческие функции, не привязан к Scrum.

Менеджер продукта – это одна из ролей Product Owner, но во втором случае перечень обязанностей шире.

Что должен знать и уметь Product Owner?

Некоторые функции обязательны для каждого владельца продукта, но иногда работодатели выдвигают дополнительные требования. Responsibility владельцев продукта ниже.

Общее видение продукта

Это формирование идеи продукта на основе запросов потребителей и требований клиента. Product Owner решает, как будет выглядеть продукт, какие у него будут функции, какие задачи он сможет выполнить и как сделать его именно таким, каким хотят его видеть пользователь и заказчик.

После этого видение продукта важно донести команде, чтобы каждый участник понял её одинаково и смог воплотить в жизнь.

Выработка продуктовой стратегии

Обычно этот процесс происходит совместно с клиентом и на основе обратной связи пользователей. Разработка стратегии включает:

  • исследование рынка;
  • анализ стратегий схожих продуктов конкурентов с отслеживанием их показателей и ценности;
  • анализ рыночных трендов;
  • составление списка возможных проблем продукта и способов их решения.

Стратегия должна включать цели, план действий, список проблем и описание способов их устранения.

Бэклог продукта

Продуктовый бэклог – это всё, что конечный пользователь хочет получить от продукта, его возможности, функции, элементы. Этот документ не статичный – его элементы будут меняться в процессе работы над продуктом, например, после получения первой обратной связи от пользователя.

Каждый пункт бэклога имеет свой приоритет. Задача Product Owner – сфокусироваться на главном, чтобы не допустить чрезмерного роста ключевых моментов и не уйти в бесконечное совершенствование продукта.

Приоритизация

Приоритизация продуктовых целей нужна для того, чтобы выбрать порядок работы команды. Владелец продукта должен расставить приоритеты еще до запуска, выбрать главные и второстепенные цели.

Это зависит от общей стратегии и сроков. Например, если дедлайны строгие, а продукт должен быть выпущен за полгода, в задачи специалиста входит определение тех этапов, которые нужно выполнить в первую очередь, и тех, длительность которых можно увеличить.

Контроль этапов разработки

Специалист отслеживает каждую итерацию в процессе разработки продукта. Он разделен на части – спринты. Product Owner не просто следит за тем, чтобы они выполнялись в срок, но и анализирует их результативность.

Коммуникация

Коммуницировать приходится практически со всеми – разработчиками, заказчиками, пользователями. Продакт-оунер – «связной» между топ-менеджерами и командой, при этом должен учитывать мнение потребителей.

Оценка прогресса

Специалисты формируют метрики, с помощью которых измеряют прогресс или регресс при достижении целей. Динамику оценивают в конце каждой итерации и решают, соответствуют ли результаты требуемым.

Необходимые качества Product Owner

Работать в статусе Product Owner может как член команды, так и привлеченный специалист, но он должен обладать рядом конкретных качеств.

Деловые качества

К таким качествам можно отнести:

  • коммуникабельность – умение слушать и слышать членов команды, заказчика, потребителей, уметь внятно доносить информацию;
  • дисциплинированность – это поможет соблюдать сроки сдачи продукта;
  • целеустремлённость – необходима, чтобы довести продукт до выхода на рынок;
  • стрессоустойчивость – Product Owner отвечает за множество процессов, общается с большим количеством людей, у него часто ненормированный график;
  • ответственность – и в случае успешного запуска продукта, и при провале всю ответственность на себя будет брать такой специалист.

Не менее важны способность к убеждению, умение сглаживать конфликты, продвигать интересы клиента.

Личные качества

Важные soft skills:

  • любознательность;
  • открытость;
  • выносливость;
  • настойчивость;
  • тяга к саморазвитию.

Хорошо, если Product Owner умеет мотивировать команду, вдохновлять, быстро находить решение и никогда не скрывать наличие проблем. А ещё, как любой грамотный руководитель, такой специалист умеет заметить и раскрыть таланты, поддержать новичков.

Лидерские качества

Навыки лидера обязательны для владельца продукта. Он должен уметь:

  • объединять членов команды общими ценностями, целями и желаниями;
  • «защищать» клиента, членов команды и других участников процесса;
  • не бояться нововведений и перемен;
  • быть ответственным за результат, даже если он не оправдал ожиданий;
  • организовывать деятельность так, чтобы соблюдались дедлайны;
  • демонстрировать личную дисциплину, уметь контролировать свои слабости;
  • быть профессионалом и самосовершенствоваться.

Лидерские качества предполагают постоянное саморазвитие, обучение чему-то новому.

Актуальность и востребованность профессии Product Owner

Всё больше проектов сегодня задействуют Product Owner-ов. Специалисты с широким спектром навыков берут на себя бо́льшую часть функций и, по сути, заменяют 2–3 сотрудников. Спрос у работодателей на них стабильно высокий, и в будущем будет только расти.

Многие компании «выращивают» таких специалистов внутри, в основном на эту должность переходят с позиции проджект- или продуктового менеджера. Но иногда привлекают сотрудников со стороны.

Какая зарплата у Product Owner

Зарплата специалистов зависит от их квалификации – junior, middle или senior. По данным hh.ru на март 2023 года:

  • джуниорам предлагают от 50+ тыс. руб.;
  • миддлы могут рассчитывать на зарплату в 150–250 тыс. руб.;
  • сеньорам готовы платить в среднем до 250–350 тыс. руб.

Продакт-оунеры могут работать удаленно, без привязки к конкретному региону. Это расширяет возможности карьерного роста с повышением зарплаты. Например, можно жить на периферии, но работать на московскую компанию.

Как стать Product Owner

Легче освоить профессию тем, кто уже имеет опыт на позиции продуктового или project-менеджера. Теорию можно получить самостоятельно или записаться на курсы. Но для успешной карьеры важна практика, поэтому легче стать владельцем продукта, уже проработав какое-то время в команде на другой должности.

Платные курсы

Полноценных программ, которые помогли бы освоить профессию Product Owner, немного, бо́льшая часть курсов и школ специализируется на обучении продуктовых менеджеров. Но направления схожи, поэтому навыки product-менеджера могут дать старт в профессии.

Популярные платные курсы:

  1. «Agile: Scrum и Kanban в работе над продуктом» от Skillbox. Курс научит управлять продуктами, используя гибкие подходы Agile. Проводится в формате онлайн, включает практические задания с обратной связью от наставников, доступ к материалам остаётся навсегда. Состоит из 11 больших блоков и итоговой работы, позволяет получить сертификат и помощь в трудоустройстве.
  2. «Product manager» от «Нетологии». В школе научат создавать продукт, а после выхода на рынок – улучшать и продвигать его. Рассчитан на 9 месяцев, включает более 300 часов теории и практики с обратной связью от наставников. Школа гарантирует трудоустройство и выдаёт диплом о профессиональной переподготовке.
  3. Курс «Продакт-менеджмент» от Skillbox. Ещё один курс от известной онлайн-школы, который научит управлять командой и запускать продукты с нуля. Включает теоретический блок, вебинары с экспертами, практические занятия, стажировку и помощь с трудоустройством. Студенты смогут составить портфолио с одним решённым кейсом, получают неограниченный доступ к записям лекций. По окончании выдаётся сертификат.
  4. «Факультет продакт-менеджмента» от GeekBrains. Курс длительностью 9 месяцев позволяет научиться продуктовому управлению и принципам Agile. Акцент сделан на сфере IT. По окончании школа выдаёт диплом и трудоустраивает выпускников у партнёров.
  5. «Школа менеджеров» от «Академии Яндекса». Научит управлению продуктами, проектами, основам маркетинга и продуктовой аналитике. Желающие проходят отбор с помощью выполнения тестового задания. Курс длится 3 месяца, второй этап, состоящий из 4 недель, очный – проходит в офисах в Москве, Алматы и Белграде. После окончания обучения возможно трудоустройство в компании «Яндекс» на позиции стажера или сотрудником в штате.

В среднем обучение продуктовому менеджменту займёт от 3 месяцев до 1 года.

Бесплатные курсы

Популярные бесплатные курсы:

  • «Продакт-менеджер» от HeadHunter – онлайн-обучение дважды в неделю, есть практические работы, обратная связь от преподавателей, по окончании предлагают помощь в составлении резюме;
  • «Как стать продакт- или проджект-менеджером» от «Нетологии» – позволит понять азы профессии, отличать продуктовых и менеджеров проектов, включает 6 видеолекций в записи, тесты и квизы для закрепления материала.

Также можно использовать записи вебинаров, лекций. Например, на YouTube есть канал «Управление проектами и продуктом», где опубликованы записи лекций от компаний «Яндекс» и SkyEng.

Вуз

Управлению продуктами можно научиться и в вузах:

  • Высшая школа экономики предлагает программу «Product Manager», рассчитанную на 5 месяцев, студенты работают под руководством наставников, по окончании выдаётся диплом ВШЭ;
  • «Обучение Product Owner» от Бауманского учебного центра «Специалист.ru» – обучение в формате очно или онлайн, продолжительность составляет 24 академических часа, по окончании выдают сертификат.

Во многие вузы студенты проходят отбор, поэтому не все программы позволяют обучаться с нуля.

Плюсы и минусы профессии

У профессии Product Owner есть своя специфика, которая отражает её преимущества и недостатки.

Плюсы

Основные:

  • востребованность;
  • высокий доход;
  • возможность влиять на продукт на каждом этапе.

Продакт оунер – главный в команде, по сути, выполняет роль руководителя.

Минусы

Основные:

  • высокий уровень ответственности;
  • необходимость иметь соответствующий бэкграунд – в эту сферу чаще приходят из разработки, маркетинга или команды продукта;
  • общение с большим количеством людей;
  • часто ненормированный график.

Бо́льшая часть минусов компенсируется высоким уровнем зарплаты и крупными премиями при удачном запуске продукта.

Онлайн-заявка на дебетовую карту во все банки

Заполните заявку
Заполните онлайн-заявку и получите список предложений по вашим условиям
1
0
609
5
Рейтинг статьи 5 из 5