Профессия SMM-специалист: какие у него задачи и как им стать

Иван Блинов
Иван Блинов Иван Блинов
8037
Специализация: кредиты, микрозаймы, вклады, ипотека, автострахование, дебетовые и кредитные пластиковые карты
Задать вопрос
6 минут чтения
2
0
399
Комментировать

Маркетингом в социальных сетях занимаются отдельные специалисты. Они берут на себя создание и публикацию контента в ВК, Telegram, «Одноклассниках», работу с комментариями, подготовку контент-планов и запуск рекламных кампаний. Расскажем о профессии СММ-специалист – кто это простыми словами, где может работать и сколько зарабатывать.

Что такое SMM?

Social Media Marketing – маркетинг, в рамках которого для продвижения услуг и товаров используют соцсети. Существует только в онлайн-среде, но использует основные инструменты традиционного офлайн-маркетинга – разные виды рекламы, тексты, акции, конкурсы.

Реакцию целевой аудитории в соцсетях отслеживать легче – есть подробная статистика по количеству посетителей, числу тех или иных целевых действий. Основная задача SMM – увеличение продаж. Когда компания создает аккаунт в соцсетях, грамотный SMM-менеджер может увеличить трафик на сайт, повысить информированность потенциальных покупателей о товарах, акциях, сформировать Tone of Voice бренда, повысить его узнаваемость, управлять репутацией.

Многие компании через соцсети поддерживают клиентов – отвечают на вопросы, работают с возражениями и принимают заказы. А еще такие аккаунты появляются в поисковой выдаче в интернете.

Кто такой SMM-менеджер и какие у него задачи

Чтобы понять, что такое СММ-специалист, важно знать, для чего бизнес использует соцсети. В них он рекламирует товары и услуги, повышает лояльность клиентов и рассказывает о себе. Поэтому основная задача СММщика – сделать так, чтобы посетители соцсетей проявили максимальный интерес к бренду и в идеале стали бы покупателями.

Стратегия и контент-план

СММ-специалист разрабатывает контент-план – график публикаций постов, в котором указывает, когда публиковать тот или иной пост, с какой целью. Обычно он делается заранее и рассчитан на 2–4 недели.

СММ-стратегия необходима, чтобы анализировать и оптимизировать контент под запросы целевой аудитории, а также для расчёта бюджета – позволяет определить сумму, которую нужно потратить на продвижение компании в соцсетях.

Общение с подписчиками

СММ-менеджер взаимодействует с подписчиками напрямую:

  • отвечает на сообщения и комментарии под постами;
  • проводит конкурсы, розыгрыши, викторины и опросы;
  • следит за порядком – нарушающих правила может заносить в чёрный список.

Коммуникация необходима для повышения активности аудитории. Но задача у SMM-щика ещё и в том, чтобы направлять комментарии в нужное русло, максимально убирать негатив, следить за тем, чтобы в обсуждениях не было оскорблений других участников группы.

Привлечение новой аудитории

SMM-специалист должен привлекать новую целевую аудиторию, чтобы увеличить продажи продукта. Для этого существуют несколько инструментов:

  • парсеры – программы, которые собирают и анализируют данные о пользователях;
  • анализ аккаунтов в соцсетях конкурентов;
  • ретрансляция – реклама одного аккаунта в другом, принадлежащем тому же бренду;
  • реклама в медиа, соцсетях и блогах партнёров, например, блогеров, совместные прямые эфиры;
  • мероприятия – опросы, мастер-классы, конкурсы, викторины.

Новые подписчики не должны быть «случайными» людьми. Задача SMM-щика в том, чтобы привлечь «тёплую» аудиторию, готовую делать покупки.

Поиск новых инструментов

В разных социальных сетях есть свои «фишки» для развития бренда, например, сторис. Через них тоже можно запускать рекламу и привлекать новых подписчиков. Тестирование новых инструментов необходимо, чтобы повысить вовлеченность аудитории.

Аналитика

Аналитика позволяет понять, работает ли утверждённая стратегия, что нужно изменить для привлечения подписчиков, чтобы покупателей у компании стало больше.

Статистические метрики позволяют отслеживать:

  • количество пользователей и постов;
  • упоминания;
  • лайки;
  • комментарии к публикациям;
  • показы и охват;
  • количество тех, кто поделился публикацией и добавил её в закладки.

Также анализ проводят и в отношении подписчиков. Можно отследить пол, возраст, географию, дни наибольшей активности аудитории. Например, последний параметр используется для определения лучшего времени публикации постов – если пиковые часы посещаемости приходятся на вечернее время, то и посты должны выходить в этом временном промежутке.

Какие перспективы карьерного продвижения есть у SMM‑менеджера

Если разобраться, что это такое – СММ-менеджер, понятно, что у специалиста много вариантов продвижения по карьерной лестнице. Он может двигаться вверх в этой же сфере, например, стать руководителем отдела или организовать собственное агентство, а ещё перейти в другую нишу – дизайн, копирайтинг, таргет, редактуру, интернет-маркетинг, PR.

Какая зарплата у SMM‑специалиста

Как и в других digital-профессиях, у СММ-щиков есть три ступени – junior, middle и senior. От них и набора навыков зависит уровень дохода. По данным hh.ru на середину марта 2023 года, столичные работодатели готовы предложить специалистам от 70 до 200 тыс. руб., новички могут рассчитывать на зарплату в 30–50 тыс. руб.

Больше предлагают по «совмещённым» вакансиям SMM-менеджера, где дополнительно нужно знать PR, SEO, основы веб-дизайна и др.

Варианты занятости SMM-специалиста

Каждый формат работы имеет свои особенности.

Работа в штате

В штат SMM-щиков берут в основном крупные компании. Здесь сотрудник будет заниматься соцсетями одного бренда и развивать их в течение длительного времени. Чем крупнее компания, тем больше команда – SMM-менеджер может работать в паре с дизайнером, маркетологом.

Обычно в штат сотрудников набирают те компании, которые активно работают через соцсети – принимают заказы, продают товары, работают с большим объемом отзывов и комментариев. Штатный сотрудник не обязательно работает в офисе – по договоренности возможна работа из дома.

Работа в агентстве

SMM-агентства могут иметь в штате нескольких СММ-щиков, которые ведут параллельные проекты или занимаются одним, распределяя обязанности. Для СММ-менеджера такой формат работы удобен тем, что часто предусмотрен оклад, а не проектная оплата, всегда есть пул задач, что уменьшает количество «простоев».

В агентствах проще с больничными и отпусками – сотрудника часто есть кому подменить. Чаще приходится заниматься комплексным продвижением, но бывают и разовые задачи.

SMM на фрилансе

Фрилансер самостоятельно находит клиентов и определяет график работы. Обычно такие специалисты работают в статусе самозанятых или ИП. Работа у них проектная, иногда они ведут одновременно несколько аккаунтов разных компаний. Могут предлагать не комплексные услуги, а только решать определенные задачи, например, работать с какой-то одной соцсетью.

Фрилансерам часто платят меньше, чем сотрудникам в штате, не оплачивают больничные, отпуска. О цене обычно договариваются сразу, а премии, как правило, отсутствуют.

Как получить первый опыт

Обучиться SMM можно на курсах, самостоятельно с помощью бесплатных уроков. Но на первом этапе найти работу непросто – нет портфолио, опыта минимум.

Бесплатная работа

Начинающий SMM-менеджер может предлагать свои услуги бесплатно – это позволит получить опыт, отзывы и добавить проекты в портфолио. Можно продвигать и собственную группу в соцсетях. Это двойная польза – позволяет набраться опыта и иметь наглядный пример своей работы для будущих заказчиков.

Стажировка в компании

Ещё один вариант для новичков – неоплачиваемые стажировки, которые предлагают в том числе крупные компании. Такая работа позволит набраться опыта в SMM, иметь в портфолио реальные кейсы и подтянуть знания. Иногда стажировки оплачиваются, но минимально.

Учебные задания

Необязательно работать с реальной компанией, чтобы продвигать аккаунт в соцсетях. Чтобы сформировать портфолио, новичок может оформить группу выдуманного бренда, привлечь аудиторию, собрать статистику и оформить кейс, который можно использовать для будущих клиентов. Также параллельно нужно осваивать рабочие инструменты – фоторедакторы, CMS (Content Management Systems) и др.

Трудоустройство от обучающей компании

Выпускники онлайн-школ часто получают помощь в трудоустройстве:

  • подбор подходящих вакансий;
  • оформление резюме;
  • рекомендации;
  • трудоустройство у партнёров школы.

Как правило, это доступно только лучшим студентам, иногда нужно успешно сдать итоговый проект. Некоторые школы дают гарантии трудоустройства, например, Skillbox, «Нетология».

Где искать работу SMM-специалисту

Новичкам сложно сразу попасть в штат крупной компании или даже в известное агентство, поэтому на первых порах обычно ищут разовую работу.

Telegram-каналы

Самые популярные:

  1. «Норм работа» – канал с более чем 65 тыс. подписчиков. Много вакансий от крупных компаний.
  2. «VDHL.RU» – на канале более 31 тыс. подписчиков. Специалисты могут бесплатно разместить свое резюме.
  3. «Вакансии SMM и Digital». Более 40 тыс. подписчиков на канале. Вакансии публикуются платно.
  4. «SMMfinder вакансии, поиск специалистов». Небольшая группа с 3 тыс. подписчиков, резюме не публикуются.
  5. «СММ|работа и вакансии». Канал с 3000+ подписчиков.

Страницы во «ВКонтакте»

Самые популярные группы ВК, посвящённые SMM:

  1. «SMMщики» – группа с 245 тыс. подписчиков. Много полезных видео и статей.
  2. «SMM вакансии работа фриланс». В группе 29 тыс. подписчиков, практически ежедневно публикуются свежие вакансии.
  3. «SMM Afisha – Вакансии и Кейсы». Группа с почти 10 тыс. подписчиков, публикуют не только вакансии, но и кейсы, полезные советы и инструкции по продвижению в соцсетях.
  4. «SMM. Копирайтер. Контент-менеджер». В группе можно разместить собственное объявление по поиску работы, а также откликнуться на вакансию работодателя.

Сайты поиска работы

Самые крупные площадки для самостоятельного поиска работы:

  • «HeadHunter»;
  • «Работа.ру»;
  • «Superjob.ru»;
  • «Free-Lance.ru»;
  • «Prohq.ru».

Особенности работы в SMM

Среди digital-специалистов одними из самых востребованных считаются SMM-менеджеры, но что это за профессия, становится понятно только после начала работы. Это специальность, требующая коммуникабельности, внимательности, насмотренности, организованности.

Преимущества работы в SMM

Основные плюсы профессии:

  1. Свобода выбора места и формата работы. Специалист может заниматься раскруткой из дома на фрилансе и самостоятельно определять количество проектов, а может устроиться в штат компании, но работать также на удалёнке или в офисе.
  2. Отсутствие рутины. SMM-щики занимаются разными задачами, постоянно переключают внимание, могут работать в одной нише или предлагать комплексное ведение соцсетей.
  3. Не самый высокий порог входа. Специализированные знания, которые нужны для начала работы, можно получить самостоятельно или на курсах. Бо́льшая часть навыков оттачивается на практике. У сотрудника не попросят подтвердить высшее образование, пол и возраст также не имеют значения.
  4. Возможность карьерного роста. Специалист может перейти в смежную профессию и даже открыть собственное агентство.

Спрос на таких специалистов сохраняется уже несколько лет и постоянно растёт, даже новичок сможет найти работу.

Недостатки работы в SMM

Минусы профессии:

  1. Строгие дедлайны. Новичкам бывает сложно организовать время и выстроить график работы.
  2. Не всегда чётко очерченный круг задач. Иногда сотруднику приходится выполнять работу, которая изначально не указывалась в вакансии, например, писать статьи на сайт компании или создавать визуал вместо дизайнера.
  3. Необходимость самостоятельного поиска заказчиков на фрилансе. При трудоустройстве в штат с этим проблем обычно нет.
  4. Важность постоянного обучения. Чтобы оставаться успешным, нужно обновлять знания, тестировать новые инструменты продвижения, изучать конкурентов.

Теоретической базы для успешной работы недостаточно. Только на практике специалист может научиться вести соцсети компании так, что они будут приводить новых клиентов и увеличивать продажи.

2
0
399
5
Рейтинг статьи 5 из 5