UX-аналитик в своей работе оперирует пользовательским опытом – анализирует, как конечный пользователь взаимодействует с продуктом, например, мобильным приложением или сайтом компании. Благодаря его исследованиям удаётся развивать продукт, в том числе после выхода на рынок.
Что такое UX-аналитика и кто такой UX-аналитик
UX-аналитика – «наука» об улучшении пользовательского интерфейса. Именно с ним взаимодействует пользователь – делает ли перевод через банковское приложение, заказывает товар в интернет-магазине или бронирует авиабилеты на сайте. Если интерфейс будет сложным, вероятность того, что пользователь не зайдёт на сайт или в приложение снова, очень велика. Задача аналитика в этом случае – сделать так, чтобы он был понятным, логичным и доступным.
Но мало просто сделать привлекательный дизайн и улучшить взаимодействие между разными элементами продукта. Задачи UX-аналитика намного разнообразнее – прежде чем предлагать пути развития, нужно проанализировать действия целевой аудитории, придумать идею, воплотить её в прототипах и макетах. Причём эти действия могут повторяться многократно, пока продукт не будет улучшен до максимально возможного уровня.
Чем занимается UX-аналитик
Основная задача специалиста – анализ пользовательского опыта и поиск вектора развития продукта. Если эти условия выполнены, значит, аналитик помог бизнесу достичь поставленной цели.
Анализ
Первый этап работы – анализ поведения пользователей. Здесь используются качественные методы, то есть, фактически оценивается качество взаимодействия людей с интерфейсом продукта. На основе этих данных аналитик строит версии – как будут взаимодействовать пользователи с продуктом, когда он выйдет на рынок, какие проблемы могут возникнуть, сможет ли бизнес решить свои проблемы через улучшение продукта.
В рамках анализа могут использоваться такие методы:
- Наблюдения за ЦА. Аналитик отслеживает сценарии использования похожих продуктов, при этом он может брать за основу поведение других людей или сам участвовать в использовании интерфейса аналогичного продукта, выполняя целевые действия в приложении, сервисе или на сайте. Пример – специалист исследует процесс заказа товара в интернет-магазине. Он наблюдает, легко ли пользователям заполнять заявку, выбирать доставку, пользоваться корзиной и др.
- Интервью ЦА. Позволяет выявить проблемы продукта и найти пути его улучшения. Интервью может происходить в сфере онлайн или при личной встрече с представителями целевой аудитории.
Прохождение этих двух этапов даёт основу для дальнейших действий.
Фокусировка
Следующий шаг – оформление результатов исследования. Это могут быть карточки, описывающие пользовательский опыт, собирательный образ целевой аудитории, CJM – карта пути пользователя. CJM, например, визуализирует решение проблем пользователя при помощи продукта, причём может быть в двух вариантах – описывать текущую ситуацию или идеальный сценарий.
Специалист должен:
- описать опыт взаимодействия пользователя с продуктом и возникающие в процессе проблемы;
- составить портрет того, кто выбирает продукт, описать его мотивацию и опыт взаимодействия.
Аналитик должен найти «болевые точки», которые в будущем послужат для составления плана развития.
Генерация идей и прототипирование
На следующем шаге специалист генерирует идеи – строит предположения, которые помогут улучшить продукт и удовлетворить запросы целевой аудитории. Их может быть немного, если в целом продукт требует минимальной доработки, но иногда нужно множество идей, особенно для сложных интерфейсов.
Затем строятся прототипы. Каждый специалист делает их так, как ему удобно – например, в виде схем в компьютерной программе или даже в форме зарисовок на бумаге.
Тестирование
Этот шаг необходим для проверки составленных ранее гипотез. Здесь всегда прибегают к услугам реальных пользователей – показывают им доработанный продукт и отмечают, что оказалось лучше, а что – хуже, чем в старой версии, какие проблемы удалось решить, не появились ли новые сложности. С учётом собранной статистики макеты дорабатывают, а для детализации используют, например, Figma. После этого начинается второй круг тестирования, и так до тех пор, пока не будет найдено оптимальное решение.
Ещё один вариант проверки – А/А и A/B-тестирования. А/А означает, что тестировать одинаковый продукт будут две группы, потом сравнивают их результаты. В идеале показатель конверсии должен быть одинаковым в обеих группах. А/В – это проверка двух разных версий прототипа в двух же группах. Такой способ позволяет, например, выбрать лучший вариант элемента на сайте – пользователям из одной группы показывают одну версию формы заказа, в другой группе будет иная форма. Соответственно, лучшей будет считаться та, где больше пользователей совершат целевое действие.
Оценка результатов
Когда продукт выходит на рынок, аналитик взаимодействует с результатами реальных пользователей. Основные инструменты для проверки на этом этапе – работа с обратной связью и данные метрик. На их основе возможна реализация разных сценариев – незначительные корректировки интерфейса, значительные доработки или просто наблюдение.
UX-исследования
В рамках UX-анализа сайта или предложения используют 3 группы исследований:
- поведенческое;
- качественное и количественное;
- контекст.
Разница между исследованием поведения и отношения заключается в том, что в первом случае аналитик проверяет, что делают пользователи, а во втором собирает мнение о продукте. Качественное и количественное исследования тоже отличаются. В первом варианте проверяют данные о поведении или отношении пользователей к продукту, которые получены при наблюдении, а во втором – исходную информацию собирают косвенно, например, при помощи метрик или опросов.
Какие знания и навыки необходимы UX-аналитику
UX/UI-аналитика требует таких системных знаний и навыков:
- понимание работы с пользовательским опытом;
- умение проводить разные типы тестирования и работать с метриками;
- умение составлять карты эмпатии и другим способом визуализировать результаты исследований;
- способность работать в таких программах, как Figma, Webflow, Sketch и др.
Важны знания в нескольких областях – веб— и бизнес-аналитика, тестирование продуктов, разработка. Они помогают в работе и дают возможность развиваться.
Важные личные качества
Обязательные Soft Skills для аналитика:
- сосредоточенность на результате;
- умение взаимодействовать с командой;
- аналитические способности;
- стрессоустойчивость.
В своей работе аналитик взаимодействует с большим количеством других специалистов, должен ориентироваться в массивах данных, уметь презентовать результаты и доносить свою мысль.
Особенности профессии
UX-аналитик, как и аналитик в любой другой сфере, в первую очередь должен уметь изучать действия и потребности целевой аудитории, продукты конкурентов и рынок в целом. Но анализ должен лежать в одной плоскости – пользовательского опыта. Он работает в узкой нише – изучает, как пользователь взаимодействует с продуктом, чтобы найти проблемы и улучшить его.
У таких специалистов много точек соприкосновения – они должны понимать и уметь анализировать действия ЦА, грамотно обрабатывать полученную информацию, генерировать идеи, оформлять результаты так, чтобы они были понятны другим членам команды.
Анализ рынка, спроса и зарплат
UX-аналитик – востребованная профессия с достаточно высоким уровнем зарплаты. Часть работодателей предлагают работу в офисе, но встречаются и вакансии для удалёнки.
Востребованность профессии
Спрос на этих специалистов растёт с каждым годом – конкуренция в разных нишах вынуждает бизнес уделять внимание улучшению продукта. Конечно, в небольших проектах их функции могут выполнять веб-аналитики или UX-дизайнеры. Но крупные компании обычно привлекают отдельного специалиста.
Карьерный рост
В этой профессии есть возможности карьерного роста:
- подниматься от одной позиции к другой – с Junior до должности ведущего исследователя;
- возглавить отдел, который занимается UX-аналитикой;
- переквалифицироваться – например, изучить UX-дизайн.
Спрос на рынке труда на аналитиков растёт параллельно с увеличением числа приложений и сайтов. Кроме того, на этой позиции можно получить универсальный опыт, который поможет и при переходе в другую область, например, в бизнес-аналитику или тестирование.
Уровень зарплаты
Уровень зарплаты напрямую зависит от опыта, знаний, навыков кандидата. Ведущий специалист может рассчитывать на 150–200 тыс. руб., новичок – на 50–80 тыс. руб. Стажёрам или помощникам могут предложить ещё меньше, но и требования будут минимальными.
Как стать UX-аналитиком
Есть несколько способов освоения профессии. Можно самостоятельно изучать теорию по бесплатным роликам в YouTube и лекциям, вебинарам, курсам. Для более эффективного обучения под руководством наставников можно записаться на платные онлайн-курсы.
Бесплатные курсы
Популярные бесплатные курсы для изучения UX-аналитики:
- «Основы UX», UxJournal. Курс состоит из 31 урока, подойдет новичкам или тем, кто только пробует себя в UX-аналитике. Научит различным видам тестирования, анализу данных, умению презентовать результаты, исследовать целевую аудиторию.
- «Digital Skills: User Experience», Future Learn. Англоязычный онлайн-курс с бесплатным доступом. Рассчитан в среднем на 3 недели при освоении программы по 2 часа в неделю. Не предполагает выдачу сертификата, обратной связи от наставников нет.
- «Введение в аналитику», Skillbox. Курс для начинающих, позволяет попробовать свои силы в аналитике. Знакомит с особенностями профессии, можно пройти тест на профориентацию и выбрать подходящее направление. Кроме того, научит мыслить аналитически, подбирать пути развития, взаимодействовать с командой. Продолжительность – 1 месяц.
Практически все бесплатные курсы предполагают, что студент будет осваивать информацию сам, без поддержки преподавателей.
Вуз
Отдельного направления, посвящённого UX-аналитике, в вузах мало, но есть специальности, которые позволят получить начальные знания и использовать их в дальнейшем для работы или последующего обучения на курсах.
Можно получить образование в ВШЭ, профиль «UX-аналитика и проектирование информационных систем». Продолжительность обучения – 2 года, осуществляется на английском и русском языках, выдаётся диплом.
Платные курсы
Популярные платные курсы:
- «UX-исследования», Нетология. Подойдёт веб-дизайнерам, продакт-менеджерам, начинающим аналитикам. Курс длится 3 месяца. Школа использует практический подход – в программе больше 20 часов теории и 40 часов практики, включая лекции, вебинары и квизы. Итоговый проект можно поместить в портфолио, по окончании выдается удостоверение.
- «UX-специалист», TexTerra. Курс состоит из 6 уроков, в каждом – до 4 лекций. Обучение проводится онлайн, учиться можно в комфортном темпе. Есть несколько тарифов, базовый включает доступ к материалам и выполнение домашних заданий без проверки. Выдаётся документ об окончании курса.
- «UX-дизайн», Международная Школа Профессий. Курс подойдёт не только для тех, кто занимается UX-дизайном, но и начинающим аналитикам. Продолжительность – 5 недель, включает 10 практически занятий. По окончании выдается именной сертификат.
В большинстве оплачиваемых курсов предусмотрена всесторонняя поддержка студента преподавателями, организовываются встречи с экспертами, доступ к материалам неограничен даже после завершения обучения.
YouTube
Популярные обучающие материалы:
- Denis Timoshitskiy. Бесплатный модуль, который поможет освоить принципы исследования сайта с помощью Яндекс.Метрики. На канале автора также есть мастер-классы по Figma, теоретические материалы по веб-дизайну и реальные кейсы по UX-аналитике.
- Александр Волошин. Предлагает пошаговое руководство по UX-анализу. Открытая лекция продолжительностью 30 минут, доступ бесплатно.
- UX research / Mikhail Pravdin. Вводный урок, который рассказывает о работе UX-исследователя, а также принципах UX и CX. Лекция длится 1 час.
Существует множество других видео на YouTube, посвящённых этой сфере аналитики.
Плюсы и минусы профессии UX-аналитик
Приведём основные достоинства и недостатки профессии.
Плюсы
Среди главных плюсов:
- высокий спрос на рынке труда;
- достойная зарплата;
- возможность относительно простого перехода на смежные позиции;
- способность непосредственно влиять на результаты работы и качество продукта.
Профессию нельзя назвать лёгкой – необходимо обладать определенным складом ума, быть нацеленным на конечный результат и уметь доходчиво интерпретировать результаты исследования всей команде.
Минусы
Основные недостатки профессии:
- зачастую ненормированный рабочий график;
- нередко необходимость по нескольку раз выполнять одни и те же действия – иногда приходится работать «по кругу» с одним продуктом;
- высокий порог входа – освоить профессию за месяц не получится, а для перехода от одной позиции к другой необходим минимум год, а иногда и больше.
UX-аналитик в отличие от представителей ряда других digital-профессий не всегда может работать удалённо – некоторые работодатели требуют присутствия в офисе.