Мы рассчитали модель анонсированной в России программы долгосрочных сбережений. На выходе с учётом инфляции программа принесла на 1 миллион рублей меньше, чем сумма вложений в неё за 15 лет. Как именно государство будет внедрять программу, каковы скрытые мотивы ее внедрения? Авторы «Выберу.ру» провели большое исследование, чтобы выяснить, какие цели преследует государство, запуская программу ПДС и что получат будущие пенсионеры. Также мы ответим на главный вопрос: выгодно ли становиться участником программы? Читайте наше исследование в 3 частях.
Часть первая: мотивация — продать облигации
Вторая часть: «Программа пенсионных накоплений: выгодно переводить деньги из НПФ или нет?»
Третья часть: «Три варианта накопить на пенсию. Как получать в старости больше»
Во-первых, государство ставит перед собой стратегическую цель — приучить будущих пенсионеров самостоятельно копить на старость, поскольку модель солидарности поколений (при которой неработающие старики получают пенсию за счёт работающих граждан) плохо работает в условиях сокращения численности трудоспособного населения и роста числа пенсионеров. Демография ставит перед правительством сложный выбор: либо искать деньги где-то ещё и направлять на пенсионные выплаты больший процент бюджетных доходов, либо убеждать будущих пенсионеров самостоятельно копить на старость — вот хотя бы с помощью ПДС (читайте обзор новой программы в статье на «Выберу.ру»). Причём начинать делать это как можно раньше, как говорится, «ещё вчера».
Цель государства — научить копить на пенсию. Фото: day.ru
Во-вторых, государство с помощью ПДС может более эффективно, чем сейчас, решить тактическую задачу наращивания внутреннего госдолга. Я опасаюсь, что именно эта задача — тактическая по своему характеру — может отодвинуть на второй план достижение стратегической цели (формирования пенсионных сбережений) и в итоге сделать её достижение невозможным.
В настоящее время государство последовательно увеличивает размер госдолга. Для займов на внешних рынках сейчас не лучшее время, и потому занимать приходится на внутреннем рынке. Государству не помешало бы иметь больше новых «длинных денег», которые будущие пенсионеры станут копить по предложенной модели ПДС — такие деньги можно будет провести сквозь негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и выбранные ими управляющие компании (УК), как сквозь сито, и инвестировать преимущественно в облигации федерального займа (ОФЗ) и разные квазигосударственные долги (инфраструктурные облигации, корпоративные облигации госкомпаний и т. д.) на 15 лет (или на срок до достижения 60 лет у мужчин и 55 у женщин).
Под контролем Банка России сформированные средства программы долгосрочных сбережений будут вкладываться в облигации федерального займа, инфраструктурные облигации, корпоративные облигации и прочие ценные бумаги
Заместитель министра финансов сказал:
Минфин России будет наращивать долг, но при этом будет «стараться оставаться в безопасных границах» — 20% ВВП, указала замглавы ведомства Ирина Окладникова в интервью агентству «Интерфакс» 18 июля 2023 года. По ее словам, внутренний госдолг растет в последние годы: в 2019 году внутренний долг составлял 9 трлн рублей, в 2020 году — 10 трлн рублей, за 2022 год внутренний долг существенно вырос и сейчас составляет 18,8 трлн рублей. «Внешний не вырос в связи с тем, что мы уже больше не можем занимать на внешних рынках по понятным причинам. Он даже снизился, мы в прошлом году, когда пытались успевать после введения санкций исполнять наши обязательства, замещаться, мы чуть-чуть снизили внешний долг — он составляет 4 трлн рублей по сравнению с 4,5 трлн рублей по состоянию на 1 января 2022 года, то есть до начала военной специальной операции
Динамика внутреннего долга, вложенного в ценные бумаги. Инфографика: «Выберу.ру»
Изучая процесс наращивания внутреннего госдолга, можно обратить внимание не только на его быстрый рост с 2022 года, но и на его состав: до 2022 года государство предпочитало занимать внутри страны в форме облигаций с постоянным доходом или купоном (ОФЗ-ПД), который через равные периоды выплачивается держателю, однако с 2022 года уровень таких заимствований не рос, зато, как и в год начала пандемии коронавируса, резко пошёл вверх уровень займов в облигациях с переменным купоном (ОФЗ-ПК) — это долговые бумаги с плавающим купоном, процентный доход по которым изменяется в зависимости от изменений ключевой ставки ЦБ РФ, или ставки RUONIA, или иного ориентира; размер переменного купона пересчитывается согласно проспекту эмиссии пропорционально изменениям ставки-ориентира, но не моментально — часто это происходит через полгода после изменения ориентира. Причина описанной динамики заимствований, вероятно, в том, что в ожидании роста инфляции кредиторы не готовы выкупать у Минфина ОФЗ с постоянным купоном, который не защищает от инфляции и девальвации национальной валюты. Относительную защиту дают облигации с переменным или плавающим купоном, ОФЗ-ПК или «флоатеры», их на бирже берут охотнее. Есть ещё облигации с амортизируемым долгом (ОФЗ-АД) и индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН), но их доля в общем объёме внутреннего госдолга сравнительно невелика.
Динамика вложений в торгуемые на бирже ОФЗ. Инфографика: «Выберу.ру»
Итак, государство (как и любой заёмщик в подобной ситуации, заметим) хотело бы занимать больше, а платить за пользование деньгами меньше. Продавать (размещать) на бирже ОФЗ с постоянным купоном в условиях роста инфляции и ограниченного спроса сложно, а ОФЗ с переменным купоном — проще, но менее выгодно для государства-заёмщика.
Заметим, что инвестиции в другие классы инструментов — ну хотя бы в акции компаний, которые в долгосрочной перспективе способны обыгрывать инфляцию, или в те же «флоатеры» — в анонсах программы либо не упоминаются, либо скрываются за неясной формулировкой «прочие ценные бумаги». Напрашивается вывод, что такие инструменты не будут приоритетом ПДС. И это возвращает к нас к вопросу, какую задачу — стратегическую или тактическую — государство хочет решить с помощью новой программы. Решить их одновременно невозможно, задачи противоречат друг другу.
Как распределяются риски
Благодаря портфельной теории Гарри Марковица мы знаем, что доходность — это плата за риск. Во многих странах гособлигации считаются наименее рискованным и вместе с тем наименее доходным инструментом фондового рынка. Люди часто полагают, что вероятность получить обратно деньги, инвестированные в облигации такого эмитента, каким является государство, выше, чем когда имеешь дело с облигациями банков, частных компаний и прочих эмитентов. Предположим, они правы, и примем на веру, что некоторые риски государственных ценных бумаг действительно ниже, чем у бумаг корпоративного сектора, например. Некоторые, но далеко не все.
Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались в своей жизни, вы не можете исключить из неё риск, вы можете лишь распределить его. Например, вы хотите сократить риск попасть в ДТП и продаёте автомобиль, ходите пешком, ездите на метро, избегаете неконтролируемых пешеходных переходов? Поздравляю, вам удалось снизить риск ДТП, но теперь выросли риски того, что на голову упадёт кирпич, а в метро случится конфликт с другими пешеходами и прочие неприятности. В этой ситуации всё, что мы можем, — это прежде чем принимать решение, изучить статистику происшествий и решить для себя, чего мы с учётом всех своих данных больше опасаемся: ДТП или падения кирпича на голову?
Примерно то же происходит и с портфелем ценных бумаг будущего обладателя негосударственной пенсии или участника программы долгосрочных сбережений. Разница в том, что государство лишило будущего пенсионера права самостоятельно оценивать риски и принимать решение о распределении активов в портфеле и делегировало это право (в ограниченных пределах) уполномоченным им агентам — пенсионным фондам, которые государство контролирует.
Признанный эксперт рынка облигаций Фрэнк Фабоцци полагал — и это убеждение разделяет, вероятно, большинство портфельных управляющих — что основным (то есть — самым вероятным, чаще встречающимся) фактором риска с точки зрения стратегии управления облигационным портфелем является его чувствительность к изменению уровня процентных ставок (которая измеряется дюрацией). Если купонные платежи по облигации фиксированные (как у ОФЗ-ПД и большинства облигаций на Московской бирже), то риск для инвесторов (будущих пенсионеров) заключается в падении цены облигации при росте процентных ставок в экономике. Цена такой облигации и процентные ставки связаны обратной зависимостью: если процентные ставки в экономике растут (что бывает при росте инфляции, когда ЦБ РФ повышает ставку, желая сдержать ослабление рубля), то рыночная цена облигации падает. У облигации с большим сроком до погашения и редкими выплатами купонов дюрация высока, и значит портфель НПФ-УК, составленный из подобных ценных бумаг, будет последовательно терять свою стоимость при растущей инфляции.
Далее я ещё вернусь к вопросу о том, во что и с какими результатами НПФ и УК инвестируют наши накопительные пенсии, а пока обратим внимание на другие важные вопросы новой программы сбережений.