С «Госуслугами» жизнь кажется проще во всех её проявлениях: от записи к врачу до полёта за рубеж с новеньким загранпаспортом. Однако у любой медали есть обратная сторона. Когда «Госуслуги» взламывают, расплата за удобство может быть высокой — от взятых мошенниками кредитов до записи в добровольцы. Стоит ли свеч эта игра в цифровизацию или проще отказаться от «Госуслуг» и жить по старинке?
История и факты
В 10-ые годы, когда «Госуслуги» только внедрялись, их функционал был совсем «сырым». Чтобы привлечь народ к электронным системам, людей частенько принуждали регистрироваться, например, чтобы иметь доступ к дневникам школьников. Кроме того, в периоды записи в учебные заведения портал часто «падал», разочаровывая миллионы людей. Словом, «Госуслуги» неоднократно портили себе репутацию, однако со временем портал доработали и внедрили всем уже знакомые функции. Теперь сложно представить себе жизнь без этого сервиса.
В декабре 2024 года на «Госуслугах» было зарегистрировано 112 млн пользователей. При этом в России живёт около 146 млн человек, из которых 31 млн — это дети. Математика подсказывает удивительный итог: лишь 3 млн взрослых живёт без «Госуслуг». На самом деле, конечно, не всё так просто, как минимум потому что даже дети могут создавать аккаунт, причём с 14 лет — совершенно свободно и самостоятельно.
При этом регистрация на портале — совершенно добровольная. Никто законодательно не заставляет заводить аккаунт. Что же будет, если не заводить или удалить учётную запись?
Паспорта, выписки, документы
Самый простой пример — получение отечественного или заграничного паспорта. На «Госуслугах» можно отправить предзаполненное заявление, оплатить пошлину и ждать приглашения в МВД за готовым документом. Правда, если речь идёт о биометрическом загранпаспорте, понадобится ещё одни визит для сдачи отпечатков пальцев. В любом случае, по талонам с «Госуслуг» обслуживают в основном по времени, и риск провести в паспортном столе полдня снижается.
Кстати, кто же это толпится в госучреждениях целыми днями? В основном как раз те, кто не записывался через «Госуслуги». Им приходится занимать очередь и ждать до победного конца. Чтобы получить паспорт, люди сначала обращаются в МФЦ, там тоже ждут долгую очередь, которую сложно назвать живой, и вручную заполняют заявление. Потом они идут в МВД, чтобы снова проявить чудеса терпения и получить документ.
По итогу разница между оформлением документов офлайн и через «Госуслуги» заключается в нескольких моментах:
- при оформлении офлайн нужно лишний раз сходить в МФЦ, чтобы подать документы;
- без талонов с «Госуслуг» в МФЦ и любых других инстанциях приходится долго ждать очереди;
- госпошлина при оформлении многих документов, в том числе паспортов, на «Госуслугах» меньше, чем офлайн.
Медицина, пенсии, пособия
Примерно такая же ситуация с записью к врачу, назначением пенсий и пособий. Если получить талон в поликлинику обычно можно хотя бы по телефону, то за пенсиями и пособиями придётся идти в Соцфонд. Предварительно надо собрать документы, которые на «Госуслугах» могут подтянуться автоматически. Желательно также дозвониться до Соцфонда и узнать, в какое время и куда приходить по вашему вопросу. Конечно же, без очереди тоже вряд ли обойдётся. Но обиднее всего будет, если окажется, что вы забыли донести какой-то документ: придётся обращаться повторно.
Штрафы и налоги
Превысили скорость? Проще всего проверить штрафы на «Госуслугах» и скорее оплатить, пока действует скидка 25%. Если аккаунта на «Госуслугах» нет, придётся ждать бумажного письма и, скорее всего, платить штраф в полном объёме.
Налоги тоже удобнее смотреть на «Госуслугах», чем ждать писем. Правда, тут есть альтернатива порталу правительства: можно завести личный кабинет на сайте налоговой службы и отслеживать начисления там.
Оплатить всё можно в банке или через терминал, но без портала вы рискуете пропустить сроки. А это уже статья 20.25 КоАП — неуплата штрафа вовремя, чревата удвоением суммы или арестом до 15 суток.
Другие ситуации
Помимо этих основных ситуаций существуют ещё сотни случаев, в которых «Госуслуги» упрощают жизнь. Подать жалобу на больницу, устроить ребёнка в садик, пожаловаться на городской транспорт — даже в своём районе можно решать проблемы с помощью аккаунта на портале, ведь с ним проще авторизовываться на сайтах местных властей и учреждений.
Жить без «Госуслуг» при этом можно, ведь жили же 20 лет назад, и паспорта получали, и в больницы ходили. Но то же самое можно сказать, например, и про смартфон. Без него тоже жили, и не было риска потерять его и заодно кучу своих личных данных. Но кто же теперь откажется от этого помощника, который всегда под рукой?
Поделитесь своим мнением: