Как карманные деньги помогли отучить детей от сладкого

Анастасия Тарасова
Анастасия Тарасова Анастасия Тарасова
3463
Специализация: экономика, социальные льготы, налоги, пенсии.
Задать вопрос
6 минут чтения
0
0
93
Комментировать

Считается, что если детям давать много карманных денег, то они будут их транжирить и покупать лимонад, сладости и снеки. Я провела эксперимент над своими детьми и могу заявить: парадоксально, но если ребёнку стабильно выдавать карманные деньги, то он начнёт их копить и даже разберётся в финансовых инструментах, а вот желание потратить всё на сладости исчезнет. Делюсь опытом с читателями «Выберу.ру».

Участники эксперимента: мама, которая решила сама отказаться от сладостей, и двое детей: Вова 7 лет и Дёма 10 лет.

Участник эксперимента Вова. Фото: «Выберу.ру»

Цель эксперимента: сократить потребление сладкого ради здоровья и чтобы сэкономить деньги.

Однажды мы ради любопытства посчитали, сколько денег уходит на сладости. Очень много, примерно треть всего бюджета на продукты. Печенье, конфеты, мороженое, пирожные, булочки и прочие не очень полезные, но очень вкусные вещи стоят дорого. Это заставило задуматься: а стоит ли оно того, ведь сахар — не очень полезный продукт, а деньги можно потратить на что-то более приятное. Например, новогоднее путешествие.

На семейном совете с детьми решили так: мама больше не покупает сладости (вообще ничего, даже леденцы на палочке). Но резко лишать детей конфет как-то не очень гуманно, поэтому каждый ребёнок раз в неделю по понедельникам плюсом к карманным деньгам получает 400 рублей на вкусняшки. Ими можно распоряжаться как угодно: купить на все деньги очень вкусных конфет, о которых давно мечтал, и за один день съесть, ни с кем не делясь, не покупать вообще ничего или часть потратить, а часть — оставить.

Дети быстро подсчитали, что 400 рублей в неделю это 1 600 в месяц. От внезапного богатства закружилась голова. Они стали прикидывать, что можно купить на эти деньги: машинку на пульте, конструктор или пистолет. А как же конфеты? Мама их больше не покупает, а вкусного хочется. Начали думать и строить стратегии.

Вова 7 лет. Он очень любит сладости и не умеет себя контролировать. Не остановится, пока не увидит дно вазочки с конфетами. Сначала он решил вообще ничего не тратить и держаться без сладостей. Один день диеты показал, что это сложно и всё-таки стоит сбегать в магазин. Долго примерялся к разным сладостям и считал, сколько потратит, сколько останется. Мучил продавца из «Пятёрочки» вопросами типа «посчитайте, сколько стоит 14 штук вот этих конфет, а сколько будет, если я к ним возьму ещё вот это печенье?» В итоге потратил 100 рублей на пакет леденцов. Конфеты он посчитал, разделил количество на 7 дней, разложил по пакетикам и выдаёт сам себе раз в день определённую порцию.

Иногда Вова срывается и съедает больше, чем сам себе определил, или порывается бежать в магазин за шоколадкой. Но потом жалеет денег и остаётся дома.

Дёма 10 лет. Он любит сладости, но может без них прожить. Очень разборчив и дешёвые конфеты не любит, предпочитает подороже и повкуснее. Изначально решил, что половину денег тратит на конфеты, закупает их на две недели вперёд, а остальное копит. Купил немного дорогих конфет и пакет мелкого печенья. Был разочарован своим выбором, поскольку конфеты хоть и оказались вкусными, но надолго их невозможно растянуть, а печенья было много, но вкусом оно не радовало. Впрочем, исправлять ошибку не стал и предпочёл сохранить остаток денег.

Участник эксперимеета Дёма. Фото: «Выберу.ру»

Эксперимент длится уже месяц. Дети придерживаются выбранной ими стратегии, но иногда приходится сдерживать их порывы, напоминать, что есть цель, предлагать альтернативы, уточнять правила. Так, раз в неделю пришлось делать семейный выход в кафе, где дети могут заказать себе пирожные. Это награда за стойкость и аскетизм. К тому же дети могут заказывать, чтобы мама купила фрукты. В этом ограничений нет. Дети постепенно привыкают к новым правилам: изучили ассортимент ближайшего магазина, могут прикинуть цены на развесной товар и понимают, сколько им нужно сладостей на неделю, чтобы не голодать, но при этом оставались накопления.

Сперва дети хитрили и просили купить им что-нибудь вкусненькое на мамины деньги. Но быстро поняли, что это бесполезно. Жаловались бабушке, но она была предупреждена, поэтому конфеты не выдала.

Куда дети копят деньги? 

Вова: «Я хочу стать самым богатым ребёнком. У меня в кошельке уже есть деньги, я их никуда не трачу. Вот ещё и на карточке сейчас будут. Я их потом отдам банку, чтобы он мне вернул больше».

Дёма: «Я хочу купить оригинальный большой конструктор Лего. Пока не выбрал какой, но Лего сейчас подорожал, поэтому копить придётся долго. Наверное, месяцев 6 буду копить».

Как дети копят деньги?

У каждого есть банковская карта, куда я перечисляю деньги каждый понедельник. Каждый сам следит за своими расходами и накоплениями. Также я рассказала детям о том, что такое вклад, как он работает и как им пользоваться. Постепенно будем учиться вкладывать деньги в финансовые инструменты, чтобы они не лежали мёртвым грузом на счёте. Но младшему Вове сложно копить деньги на карте, потому что он их не видит и нет ощущения, что «это моё и я богат». В новом месяце он будет получать наличные.

Выводы по эксперименту

Пока результат эксперимента мне нравится: дети стали меньше есть сладкого. На раздачу карманных денег уходит меньше семейных средств, чем на бесконечную покупку вкусняшек. Дети стали осознанно относиться к тратам, научились планировать, поставили финансовые цели.

Советы тем, кто хочет научить детей копить деньги и отучить от транжирства

В моём случае эксперимент запустился быстро и без стресса для его участников, поскольку дети уже были приучены к постоянным карманным деньгам, пусть и совсем маленьким, у них были финансовые цели и опыт планирования. Если ребёнок не приучен к деньгам, у него нет опыта свободно ими распоряжаться, то эксперимент пойдёт не так.

  1. Детей нужно приучать к обладанию деньгами. По опыту общения с другими родителями могу сказать, что многие боятся давать детям карманные деньги вплоть до совершеннолетия. Мотив простой: они их станут тратить на ерунду. Но парадоксальная вещь: если ребёнка с 6 лет приучать к постоянным карманным деньгам, то он научится ими грамотно пользоваться и не станет тратить на ерунду. Если же выжидать до 18 лет, то потом уже взрослый человек без опыта ведения расходов спустит всю зарплату на вкусняшки, развлечения, наряды. Это естественный этап финансового взросления. Экономными рациональными людьми не рождаются, а становятся, воспитываются. Если первую неделю ваш ребёнок потратил всё до копейки в первый же день, то не ругайте его. Но и авансов не выдавайте. Пусть делает ошибки, потом выводы из них.
  2. Постоянство — залог планирования. Обычно дети получают деньги не регулярно, а время от времени: бабушка даст на мороженку, папа на кино подкинет, родственники на день рождения подарят. В итоге ребёнок не знает, в какой момент времени какая сумма у него окажется. Ситуация неопределённости мешает планированию. Если ребёнок знает, что каждый понедельник к нему на счёт придут 200 рублей, он уже может ставить ощутимые цели, распределять средства.
  3. Последовательность родителей. В процессе воспитания важна последовательность родителей. Если вы решили, что конфеты на свои деньги не покупаете, а выдаёте карманные средства на это, то придерживайтесь этого плана вне зависимости от настроения. Вас не должно сбить с пути детское нытьё, шантаж и прочие уловки.
  4. Родительский пример. Если вы что-то требуете от ребёнка, то сами выполняйте это. Например, вы требуете, чтобы ребёнок не покупал снеки. Значит, вы и сами их не должны есть. Даже во время посиделок с друзьями вы должны отказаться от сухариков и чипсов. Иначе как вы объясните ребёнку, почему ему нельзя это есть. То же самое и с расходами. Если вы на сладости выдаёте каждому ребёнку 400 рублей, то и сами тратьте не больше. Либо вообще откажитесь. Можно обсудить с детьми, как вы распорядились лимитом на сладости и почему. Опыт родителей — часть обучения.
  5. Целеполагание. В какой-то момент старший ребёнок потратил все накопления. Я спросила, зачем он это сделал, ведь так долго держался. Он сказал: «Я не знаю, на что я коплю эти деньги. Товары постоянно дорожают, а сумма на счёте прибывает медленно. Я взял и купил то, что хочу именно сейчас». Так получилось, что ребёнок захотел не мешок сладостей, а конструктор, поэтому сказать, что трата совсем бессмысленная, нельзя. Но это научило меня, что у ребёнка должна быть цель.
  6. Поддержка со стороны родителей. Ребёнок, поставив цель, будет периодически забывать о ней или сиюминутные желания начнут затмевать её. В этот момент стоит поддерживать ребёнка, а не ругать за транжирство и слабоволие. Напомнить, ради чего он копит, посочувствовать, поговорить, отвлечь.
  7. Разумные ограничения. Если у ребёнок получает всё, что ни пожелает, то тратить и ставить финансовые цели не научится. Всегда должно быть то, на что родители не дают деньги. Это может быть лишний поход в кино или кафе, дорогой конструктор, супер шоколадка. То есть вы ребёнку даёте всё, что позволяет финансовое состояние семьи, удовлетворяете все базовые потребности, но всегда остаётся что-то запретное, желанное, недостижимое.

Зачем мы вообще говорим о том, что детей нужно приучать к деньгам? Это навык, который сам собой не появляется. Нужно тренироваться, ошибаться, делать выводы, чтобы, став взрослым, не брать кредиты на всяческие глупости, не попадаться мошенникам и спокойно копить на мечту, не ущемляя себя в других тратах.