Самозанятость – относительно недавний режим уплаты налогов и легализации бизнеса. Плательщики НПД могут продавать только товары собственного производства и оказывать не все услуги. Однако работы и товары принимает конечный потребитель. Его права должны быть защищены.
В последнее время появились разъяснения разных ведомств и судебная практика, которые говорят о том, что закон о защите прав потребителей всё же должен применяться в отношениях с самозанятыми. Например, такие комментарии в этом году дал Роспотребнадзор.
Судебная практика по большей части склоняется к признанию права клиента на защиту по закону (например, апелляционное определение Советского районного суда г. Омска Омской области от 11.10.2022 по делу N 11−155/2022).
Однако в основу решения кладётся результат исследования – а велась ли деятельность регулярно, с систематическим получением дохода, предлагались ли аналогичные услуги другим клиентам, установлены ли фиксированные цены и т. д.
Если эти факты установлены, то исполнитель, продавец или изготовитель не вправе заявлять, что он не зарегистрирован как ИП, и на этом основании должен быть освобождён от ответственности.
Надо понимать, что судебная практика в России не является основополагающей для принятия решений по конкретным делам − у нас не прецедентное право. Кроме того, вещь это весьма непостоянная. Ситуация складывается так, что успех применения закона о защите прав потребителя при взаимодействии как с частниками, так и с самозанятым будет зависеть от конкретных обстоятельств дела: регулярности услуг, доказательств, характера договора, условий договора и множества других нюансов.
А если не получилось?
Судья, рассматривающий конкретное дело, может сослаться на то, что в законе о «Защите прав потребителей» перечислены только компании и ИП, и отказать в признании пострадавшего потребителем. То есть с исполнителя или продавца не станут ничего взыскивать, поскольку закон о защите прав потребителей к нему неприменим. Получается, что ответственности у физических лиц или самозанятых и нет никакой?
Заключая договор с физическим лицом или самозанятым, желательно предусмотреть последствия некачественного производства товара, выполнения работ или услуг в самом договоре. Пропишите пени, штрафы, возврат денег, каким образом устанавливается факт некачественности и другие обстоятельства. Если ответственность будет прописана в договоре, то потребитель в данном случае будет защищён пусть не законом № 2200-I, но гражданско-правовыми нормами в целом. Обязательства мастера, допустившего некачественность или брак, возникают в данном случае из условий сделки, договора. Значит, заставить исполнить эти обязательства можно через суд.
Выводы можно сделать следующие:
- Вступая в договорные отношения с самозанятыми, вы не являетесь гарантировано защищёнными законом № 2200-I. Успех судебного спора зависит от конкретной ситуации. Так, если не будет доказано, что самозанятый предоставляет услуги регулярно, к ответственности его не призовут.
- Судебная практика по большей части идёт по пути защиты потребителя, даже если контрагентом является обычное физическое лицо или самозанятый, но судебная практика – это тоже не гарантии.
- Если потребитель понимает, что заказывает работу, услугу или товар у физического лица или самозанятого, то стоит тщательно подойти к заключению договора и прописать ответственность перед потребителем отдельно.