Новости и статьи

Личный кабинет самозанятого

7
0
В 2023 году количество самозанятых в России превысило 6,5 млн человек. Подключить этот налоговый режим можно без визита в ФНС. Для тех, кто выбрал НПД, разработан специальный онлайн-сервис «Мой налог» – личный кабинет для самозанятых на сайте ФНС и приложение для смартфонов.
Содержание статьи
  • Регистрация личного кабинета налогоплательщика
  • При помощи личного кабинета физического лица
  • По паспорту
  • Авторизация в личном кабинете на сайте lknpd.nalog.ru
  • По ИНН и паролю
  • Через Госуслуги
  • По номеру телефона
  • Мобильное приложение Мой Налог для самозанятых
  • Для IOS
  • Для Android
  • Функционал мобильного приложения Мой Налог для самозанятых
  • Контроль доходов и налоговых начислений
  • Выставить счёт
  • Сформировать и отправить чек
  • Аннулировать чек
  • Оплатить налоги через «Мой налог»
  • Закрыть самозанятость в приложении
  • Приложение Мой Налог не работает. Что делать?
  • Восстановление пароля
  • Регистрация личного кабинета налогоплательщика

    Личный кабинет самозанятого можно зарегистрировать на сайте налоговой службы либо в приложении. Для этого потребуются только паспорт и ИНН. При выборе этого налогового режима не обязательно обращаться лично в ФНС, заполнять заявку, предъявлять оригиналы документов и платить госпошлину – и регистрация, и дальнейший процесс взаимодействия с налоговыми органами происходят в режиме онлайн.

    При помощи личного кабинета физического лица

    Для регистрации самозанятого потребуется ИНН. Узнать его можно двумя способами:

    1. На сайте ФНС. Для этого нужно авторизоваться в личном кабинете налогоплательщика (ИНН указан на главной странице вверху справа) или воспользоваться сервисом «Узнать ИНН».
    2. На Госуслугах плательщика налога. Можно зайти в раздел с документами или воспользоваться подсказками виртуального помощника.

    Чтобы зарегистрировать личный кабинет налогоплательщика для физических лиц – самозанятых:

    • войдите на сайт ФНС по ссылке lknpd.nalog.ru;
    • внизу формы авторизации нажмите кнопку «Зарегистрироваться»;

     

    • отметьте согласие с правилами работы приложения и обработкой персональных данных галочками;

     

    • нажмите кнопку «Согласен» в окне с уведомлением;

     

    • укажите ИНН (код будет логином), придумайте пароль, нажмите «Далее».

     

    Сразу после введения данных в ЛК НПД информация поступает в налоговую, где регистрируется новый налогоплательщик-физлицо.

    По паспорту

    Личный кабинет НПД можно зарегистрировать сразу в приложении и сделать это по своему паспорту. Необходимо:

    • открыть приложение на смартфоне;
    • выбрать блок «Регистрация по паспорту РФ»;

    • выбрать подтверждение по номеру телефона (подтвердить авторизацию нужно разовым кодом из SMS);
    • выбрать свой регион из списка;
    • сделать фото паспорта – поместить его в рамку на камере смартфона;
    • нажать кнопку «Распознать»;
    • проверить сформированные паспортные данные;
    • нажать «Подтвердить»;
    • сделать селфи;
    • подтвердить регистрацию самозанятости.

     Регистрируя со смартфона личный кабинет налогоплательщика–самозанятого, нужно учитывать работу камеры на устройстве. При низком качестве селфи и фото паспорта они могут не пройти проверку с первого раза. В этом случае процедуру нужно повторить.

    Авторизация в личном кабинете на сайте lknpd. nalog.ru

    Выполнить вход в личный кабинет «Мой налог» для самозанятых можно несколькими способами – путём авторизации через учётную запись на Госуслугах, указанием разового кода из SMS и по логину и паролю.

    По ИНН и паролю

    Для авторизации по логину и паролю:

    • войдите на сайт ФНС в раздел с ЛК для самозанятых;
    • автоматически открывается блок для входа по логину и паролю;
    • в верхней строчке введите свой ИНН, внизу – придуманный при регистрации пароль;
    • нажмите «Войти».

    Чтобы не указывать данные при каждом входе, поставьте галочку в окне «Запомнить меня» – информация сохранится в браузере.

     

    Через Госуслуги

    Ещё один способ входа – с помощью учётной записи на Госуслугах:

    • перейдите в соответствующий раздел формы авторизации;
    • нажмите «Войти»;
    • предоставьте право доступа;
    • войдите в учётную запись Госуслуг, подтвердите вход кодом из сообщения на телефон;
    • переход в личный кабинет произойдёт автоматически после проверки данных о налогоплательщике.

     

    По номеру телефона

    Аналогично можно выполнить вход по номеру телефона. Для этого необходимо:

    • в поле авторизации выбрать раздел «Номер телефона»;
    • указать его в первой строке;
    • нажать «Далее»;
    • принять сообщение;
    • код из него указать в следующей форме.

     

    Мобильное приложение Мой Налог для самозанятых

    «Управлять» самозанятостью можно со смартфона, установив приложение. Это полноценный аналог личного кабинета на сайте налоговой службы. Он предоставляет возможность взаимодействовать с ФНС удалённо. Приложение позволяет не только зарегистрироваться, но и формировать чеки, счета, принимать оплату, привязывать и отвязывать карты, оплачивать налоги и делать справки.

    Для IOS

    Чтобы установить приложение на iPhone:

    • перейдите в AppStore по ссылке;
    • скачайте файл и откройте его;
    • авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

    Приложение должно выглядеть так:

     

    Для Android

    Для установки приложения на устройства с Андроид:

    • откройте ссылку в Google Play (можно открыть при помощи VPN-сервиса);
    • нажмите «Установить»;
    • дождитесь, пока файл скачается на смартфон;
    • откройте приложение.

     

    Также возможна установка из Rustore.

    Функционал мобильного приложения Мой Налог для самозанятых

    Основные функции профиля налогоплательщика профессионального дохода – приём оплаты, формирование справок и перечисление налогов. Все эти опции доступны в дистанционном режиме на сайте в личном кабинете и в приложении. Кроме того, здесь можно получать уведомления от налоговых органов, например, по задолженностям, формировать статистику, электронные чеки для клиентов.

    Контроль доходов и налоговых начислений

    Самозанятые платят 4%, если работают с физлицами, и 6%, когда принимают оплату от юрлиц. Но в приложении и ЛК отражаются все налоги гражданина, подлежащие оплате.

    Контролировать, правильно ли начисляются налоги, оплачены ли они в полном объёме, существует ли задолженность или переплата, штрафы, можно из своего аккаунта:

    • с верхней информационной панели перейдите в раздел «Мои налоги»;
    • здесь отражаются все варианты налогов для конкретного налогоплательщика и суммы к оплате, например, можно посмотреть транспортный и имущественный налоги;
    • также отражаются налоговые уведомления с номером и датой отправки;
    • внизу появляются строка «Всего к оплате» и кнопка «Оплатить» – если нажать на неё, можно перевести средства с любой карты банка.

     

    Ниже есть блок «Дополнительные сведения», который состоит из двух разделов:

    • страховые взносы – все сделанные налогоплательщиком отчисления за определённый период;
    • сведения о доходах – полученные доходы за различные периоды.

    Кроме того, чтобы посмотреть доход, можно воспользоваться разделом «Выручка». Здесь будет отражаться сумма средств, которую самозанятый принял от клиентов, период можно выставить самостоятельно с помощью фильтров. В этом же блоке необходимо добавлять продажу – указывать сумму поступлений от клиента.

     

    Если хотите посмотреть отчётность не за текущий месяц, а за другой период, можно использовать раздел «Статистика». Она формируется по двум типам операций – доходы с разбивкой на поступления от физических и юридических лиц и налоги с разбивкой на оплаченные (аннулированные) и неоплаченные. Фильтр можно выставить по региону ведения деятельности и периоду, за который формируется детализация.

     

    Выставить счёт

    И приложение, и профиль на официальном сайте позволяют налогоплательщикам выставлять счета заказчикам и покупателям. По общему правилу это необходимо сделать в момент расчёта – при зачислении на карту или передаче наличных средств.

    Для выставления счёта нужно:

    • с главной страницы перейти в раздел «Новая продажа»;
    • дата операции отразится автоматически в первой строке;
    • затем ввести наименование товара или услуги;
    • в строчке ниже указать стоимость;
    • выбрать статус получателя услуги или товара – юрлицо/предприниматель или физлицо;
    • если выбираете юрлицо, нужно ввести название компании и ИНН;
    • нажмите «Выдать счёт» в нижней части экрана.

    Счета формируются в pdf-формате – их можно отправить клиенту в виде ссылки любым удобным способом.

     

    Сформировать и отправить чек

    Самозанятый обязан формировать чек, как только получает оплату от клиента. Сделать это можно так:

    • в том же разделе, который называется «Новая продажа», заполните форму, указав наименование товара, сумму, статус получателя;
    • внизу нажмите кнопку «Выдать чек»;
    • если чек формируется для юрлица, нужно указать название компании и ИНН, если ИП – фамилию и имя вместо названия, как и для физлиц;
    • нажмите кнопку «Выдать чек»;
    • когда документ будет сформирован, внизу нажмите кнопку «Отправить чек покупателю»;
    • выберите любой удобный способ, например, по электронной почте или в соцсетях.

    Клиент получает чек как ссылку на документ, при необходимости может его сохранить и распечатать. Кроме того, вы можете скопировать его в виде изображения, а также сохранять на своём устройстве.

     

    Аннулировать чек

    Чеки можно аннулировать, например, если покупатель отказался от товара и вы возвращаете ему деньги. Кроме того, такой способ можно использовать для удаления неправильно оформленных продаж.

    Для оформления необходимо:

    • войти в аккаунт или приложение;
    • посредине страницы внизу нажать на три точки;
    • затем нажать на кнопку «Аннулировать»;
    • выбрать нужный вариант – отмена из-за ошибки или возврат средств покупателю при отказе от услуги/товара;

     

    • подтвердить аннулирование чека.

    Сумма дохода, подлежащая налогообложению, будет пересчитана автоматически. Дополнительно оповещать ФНС о ситуации не нужно.

    Если чек аннулируется из-за ошибочного заполнения данных, например, неверного введения реквизитов компании, после процедуры необходимо создать новый, чтобы правильная сумма отразилась в доходах. В противном случае у налоговой службы могут возникнуть вопросы.

    Ограничений по времени для удаления чеков нет – самозанятые могут делать это в день формирования или спустя время. Нужно учитывать, что налог рассчитывается ежемесячно. Если до момента расчёта не исправить ошибку, сумма по «неправильному» чеку будет учтена в общий доход, соответственно, с неё уплачивают налог.

    Оплатить налоги через «Мой налог»

    Ещё одна удобная функция профиля самозанятого на сайте и в приложении позволяет уплатить начисленные налоги. Расчёты проводить не нужно – максимально до 12 числа месяца, следующего за отчётным, уведомление от ФНС придёт в профиль налогоплательщика. Заплатить нужно не позднее 28 числа. В некоторых случаях налог списывается автоматически, если подключается соответствующий сервис банка с автоплатежом. Для самозанятых налоговый период равен одному месяцу, поэтому платежи необходимо выполнять ежемесячно.

    Чтобы провести операцию уплаты через приложение или ЛК:

    • авторизуйтесь и перейдите в раздел с налогами;
    • сумма к оплате будет указана на главном экране;
    • рядом появится кнопка «Оплатить» – нужно нажать на неё, при необходимости ввести реквизиты карты, подтвердить операцию кодом от банка;
    • здесь же есть кнопка «Подключить автоплатёж» – эта опция позволяет банку автоматически списывать сумму налога к оплате в установленный срок.

    Дата оплаты также указана в этом разделе ниже суммы налога. Если образуется задолженность, она суммируется с тем, что начислено за отчётный период.

    Закрыть самозанятость в приложении

    Прекратить действие режима НПД и сняться с учёта можно дистанционно, используя профиль на сайте или мобильное приложение. В режиме онлайн это можно сделать так:

    • авторизоваться;
    • внизу страницы нажать на блок «Прочее»;
    • ещё раз пролистнуть вниз страницы и найти кнопку «Снятие с учёта НПД»;
    • выбрать причину отказа от налогового режима;
    • подтвердить действие.

    Когда самозанятость будет закрыта, налогоплательщик получает соответствующее уведомление в своём кабинете. При этом доступ к профилю сохраняется, например, для того, чтобы в будущем погасить задолженность или при необходимости восстановить налоговый режим.

     

    Приложение Мой Налог не работает. Что делать?

    В приложении редко случаются технические сбои, но периодически проводятся работы и отсутствует доступ. Одна из причин, почему оно может не работать, – включённый VPN.

    Что можно предпринять:

    • проверить, нет ли информации о проведении технических работ на сайте ФНС – это можно сделать по ссылке;
    • попробовать авторизоваться в личном кабинете на сайте – возможно, проблема именно с мобильным приложением;
    • если проблема возникает при первом входе, проверить, соответствует ли ваше устройство минимальным требованиям для установки;
    • если ничего из вышеперечисленного не помогает, обратиться в техподдержку – форма обращения.

     

    Восстановление пароля

    Если не помните пароль, который создали для входа при регистрации, можно использовать другие способы авторизации:

    • через учётную запись на Госуслугах;
    • с помощью телефона и разового кода.

    Когда войдёте другим способом, перейдите в блок с настройками и поменяйте пароль.

    7
    Поделиться

    Поделитесь своим мнением:

    0/2000