Хотите купить авто? Поторопитесь

Денис Калугин
Денис Калугин Денис Калугин
705
Специализация: Инвестиции, банки, экономика, недвижимость, реальный сектор
Задать вопрос
6 минут чтения
3
0
5006
Комментировать

Ситуация для тех, кто всегда мечтал об автомобиле, откровенно говоря, удручающая. Мало того что выбор сейчас невелик, так ещё и цены растут не по дням, а по часам. На очередной виток повышения повлияют курс валют и увеличение утилизационного сбора. Придётся либо пересмотреть класс авто, либо выбирать среди б/у. Эксперты рассказали, на сколько вырастут цены и что выгоднее брать — нового «китайца» или старого «японца»?

Рекомендации в статье одобрены экспертом Максимом Загорским

Заменят ли китайские авто все остальные? Фото: yandex.ru

Как изменится утилизационный сбор? 

С 1 августа 2023 года в России вырастет размер утилизационного сбора. Его нужно платить при покупке автомобиля, привезённого из-за границы. Из новшеств:

  • утильсбор затронет как юрлиц, так и физлиц (даже если авто предназначено «для личного пользования»);
  • единый сбор для частников заменят на дифференцированный, который будет зависеть от объёма двигателя.

В итоге ставки для легковых автомобилей вырастут:

  • до 1 л — 81 200 рублей (было 48 200 рублей);
  • от 1 до 2 л — 300 000 рублей (178 400 рублей);
  • от 2 до 3 л — 844 000 рублей (было 281 600 рублей);
  • от 3 до 3,5 л — 970 000 рублей (было 259 600 рублей);
  • свыше 3,5 л — 1,2 млн рублей (было 445 000 рублей).

Правда, для физических лиц сохраняется льгота, по которой утилизационный сбор на ввезённый из-за границы автомобиль для личного пользования (не более одного в год) остаётся в размере:

  • 3 400 рублей — для машин не старше 3 лет,
  • 5 200 рублей — для авто старше 3 лет.

Как вырастут цены на авто?

Все эксперты сходятся во мнении, что повышение утильсбора приведёт к росту цен на авто. Стоимость утильсбора для легковых автомобилей вырастет в 1,7−3,7 раза в зависимости от объёма двигателя, рассказал нам руководитель пресс-службы «ГК EXPOCAR» и автомобильный эксперт Александр Ковалёв. Так как на популярные моторы с объёмом двигателя от 1 до 2 литров утильсбор повысится более чем в 1,5 раза (со 178 400 рублей до примерно 300 000 рублей), то можно ожидать, что увеличение цены автомобиля будет как минимум прямо пропорционально данной прибавке.

Другим фактором повышения цен стало падение курса рубля. Ковалёв ссылается на анализ Ассоциации «Российские Автомобильные Дилеры», где считают, что новый утильсбор и курс валют в итоге приведут к подорожанию на 5−10%.

Обычно динамика цен на рынке новых автомобилей отражается и на б/у автомобилях, замечает эксперт. В этом сегменте также стоит ожидать пропорциональную прибавку.

Помощник управляющего КППС Максим Загорский приводит статистику, согласно которой стоимость авто в России выросла:

  • в 2021 году — на 14,48%,
  • в 2022 году — на 24,33% (что является рекордом с 2002 года).

Причём иномарки, по его словам, подорожали гораздо сильнее отечественных машин — сразу на 40%. Но с декабря 2022 года по июнь 2023 года инфляция на авторынке несколько замедлилась. По данным Росстата, цены на авто в этот период выросли всего на 3%.

Максим Загорский
Максим Загорский
Помощник управляющего КППС
Комментарий эксперта:

Во втором полугодии 2023 года можно ожидать гораздо более резкого увеличения цен на авто. К этому есть две основные предпосылки: рост ставки утилизационного сбора и ослабление рубля. В итоге уже до конца лета стоимость новых автомобилей может быть увеличена в среднем на 15%.

Повышение утильсбора в первую очередь повлияет на стоимость импортных автомобилей. Производителям отечественных моделей обозначенный расход компенсируется в зависимости от степени локализации производства. Если автомобиль собирается преимущественно из российских комплектующих, повышение утилизационного сбора отразится на нём минимально.

Курсовая разница опять-таки в первую очередь отразится на иномарках. Впрочем, российский рынок тоже не останется в стороне от валютных изменений, ведь работающие на территории нашей страны предприятия используют иностранные детали и оборудование.

Сейчас средняя цена нового автомобиля в России достигла 2,6 млн рублей, отмечает основатель ГТК-Холдинг Саид Залиев.

Саид Залиев
Саид Залиев
Основатель ГТК-Холдинг
Комментарий эксперта:

В перспективе ближайших 6 месяцев стоимость на автомобили может вырасти на 10%. Однако ввиду того, что сейчас на рынке есть все тенденции отложенного спроса, то даже текущее и будущее подорожание существенно не отразится на продажах, и по итогам года будто продано в России более 850 000 новых авто.

Нужно учитывать, что сейчас несезон, самый активный пик на автомобильном рынке по продажам традиционно начнётся в августе—сентябре, замечает профессиональный автоподборщик, официальный автоэксперт сервиса «Автокод» Игорь Шагапов. По его мнению, именно в этот период мы увидим окончательное становление новых цен, которые продержатся минимум до 2024 года.

Игорь Шагапов
Игорь Шагапов
Автоэксперт сервиса «Автокод», профессиональный автоподборщик
Комментарий эксперта:

В связи с последними событиями цены на автомобили, действительно, пойдут в рост. В первую очередь это затронет рынок новых авто, что неизбежно приведёт к повышению цен и на вторичном рынке. Эту ситуацию сможет наладить пополнение рынка новыми моделями, развитие параллельного импорта и стабилизация конкурентоспособного спроса.

В ГК Автодом считают, что в ближайшие два месяца цены на авто вырастут на 10%. Подорожание новых автомобилей из-за увеличения утилизационного сбора будет зависеть от конкретных моделей и их стоимости. Цены на автомобили европейских брендов, которые ввозят в Россию по параллельному импорту, увеличиваются вслед за курсом доллара и евро. По этой причине рост цен на них может составить и 15–20%.

Такая тенденция может привести отрасль к серьёзным изменениям. Часть дилеров начнут заключать контракты с китайскими брендами, которые ранее не были представлены на отечественном авторынке. Остальные — заменят параллельный импорт выкупом автомобилей с пробегом с внутреннего рынка.

Что выгоднее покупать — новый авто или б/у?

Из новых иномарок в Россию сейчас официально поставляются только «китайцы». У отдельных дилеров ещё можно найти остатки европейских, американских, корейских и японских авто. Но цены «космические». Параллельный импорт может помочь лишь тем, кто просто хочет новую качественную модель, не взирая на стоимость. Поэтому среднестатическому покупателю, который раньше покупал Kia, Hyundai, Skoda, VW, теперь приходится выбирать между китайским автопромом и японским б\у. Однако, что выгоднее покупать в нынешних реалиях — большой вопрос. Дело в том, что везти в Россию старого «японца» будет ничуть не дешевле, а в некоторых случаях даже дороже, чем купить нового «китайца» в автосалоне, замечает Александр Ковалёв. Это вызвано волатильностью валюты и высоким значением утильсбора на моторы ёмкостью выше 3 литров.

Александр Ковалёв
Александр Ковалёв
Руководитель пресс-службы «ГК EXPOCAR", автомобильный эксперт и Digital маркетолог
Комментарий эксперта:

Покупка японского автомобиля будет выгоднее с учётом приобретения автомобиля возрастом от 3 до 5 лет при ввозе на физическое лицо. При этом необходимо выбирать автомобиль с объёмом мотора до трёх литров. Пример такого автомобиля – Mazda CX−5. В зависимости от состояния её цена “под ключ” в России может сохраниться в пределах 2 млн рублей. Но это, опять же, зависит от ряда факторов.

Он добавил, что меньше указанной суммы будет стоить автомобиль 2019 года выпуска с пробегом не менее 30 тысяч км. И здесь актуальным будет вопрос: стоит ли приобретать праворульный кроссовер с пробегом без возможности гарантийного обслуживания или же лучше приобрести новый автомобиль китайского производства. К тому же при повышенном спросе на японские автомобили их цена будет пропорционально расти, ведь продаются они по принципу аукциона: кто предложит больше, тот и получает автомобиль.

Руководитель управления марками ГК «АсАвто» Сергей Ихсангалиев при выборе советует обращать внимание на соотношение стоимости и качества.

Сергей Ихсангалиев
Сергей Ихсангалиев
Руководитель управления марками ГК «АсАвто»
Комментарий эксперта:

Безусловно, авто с пробегом окажется более бюджетным вариантом. Но нужно понимать, что автомобиль — это не только про покупку, но и про его обслуживание. Риски поломок у авто с пробегом гораздо выше. А ремонт некоторых моделей может потребовать большие вложения.

Он привёл пример планового нулевого и первого ТО у новых китайских автомобилей Chery, которое составляет всего 10 000−15 000 рублей. При этом автомобиль будет на гарантии у производителя, и в случае каких-либо дефектов, они будут устраняться совершенно бесплатно для автовладельца.

В случае же покупки старого «японца» на плановое ТО придётся потратить гораздо более высокую сумму. А при поломке можно столкнуться либо с отсутствием гарантии, либо оригинальных запчастей на рынке. В качестве альтернативы автомастерские могут предложить неоригинальные комплектующие, которые вполне могут оказаться китайскими.

Тем не менее на данный момент, как показывает аналитика и общественные опросы «Автокода», отечественный потребитель пока не готов полностью перейти на новый китайские машины — больше половины респондентов отвечают, что предпочтут старого «японца» из-за надёжности, ликвидности и доступности комплектующих, приводит статистику Игорь Шагапов.

Игорь Шагапов
Игорь Шагапов
Автоэксперт сервиса «Автокод», профессиональный автоподборщик
Комментарий эксперта:

Думаю, такая ситуация на рынке продержится ещё около года. Возможно, через некоторое время, когда потребитель сможет убедиться в том, что авто из Поднебесной достаточно надёжны, неприхотливы и имеют большой запас автозапчастей и рынок будет располагать выбором таких моделей — выгоднее станет покупать именно китайский автопром. Но на сегодняшний день ему пока не удаётся перебить популярность, ликвидность и главное — надёжность проверенных европейских и японских авто.

Он уточнил, что речь идёт о традиционных популярных японских моделях с несколькими владельцами, небольшим пробегом и без серьёзных ДТП.

Саид Залиев также подтверждает, что рынок подержанных иномарок сейчас начал обгонять «новые» с приростом в 5−7%. В качестве причины перевеса ценовой чаши весов можно назвать высокий спрос на машины и дефицит предложения в демократичном ценовом сегменте среди новых автомобилей.