Прибыль, доходы, выручка — эти понятия встречаются во всех сферах бизнеса. Разберёмся, что такое получение прибыли, как она считается, рассмотрим её виды, показатели, отличия от выручки и дохода.
Что такое прибыль?
Прибыль (П) — это кратко сумма, которая остаётся после выплаты всех расходов. Определяется по формуле:
П = Д – Р, где:
- Д — доходы, всё, что получил бизнес за продажу своих товаров, услуг, других поступлений;
- Р — расходы, которые есть у предприятия в процессе ведения бизнес-деятельности.
Зная, как определяется прибыль, легко понять, успешен бизнес или нет. Если расходов больше, чем доходность, — предприятие убыточное. Оценочный показатель используют экономисты, чтобы понять эффективность бизнес-процессов.
Отличия прибыли от выручки и дохода
Для оценки отличий приведём определения трёх понятий:
- прибыль — доходы минус расходы;
- выручка — деньги, которые получены за счёт ведения основной бизнес-деятельности;
- доход — все деньги, которые бизнесу удалось заработать. Он подразделяется на доходность от основной и неосновной деятельности.
Рассмотрим эти понятия на примере работы фирмы «Весна», продающей хлебобулочные изделия:
- 300 тысяч рублей заработала компания в течение месяца, продавая хлеб — это выручка от основной деятельности;
- 1 тысяча рублей получена в виде начислений на остаток на расчётном счёте — это доход от неосновной деятельности;
- 251 тысяча рублей ушла на заработную плату, арендные платежи, налоги — это расходы;
- 50 тысяч рублей осталось после выплаты всех расходов — это прибыль.
В результате доход компании в течение месяца составил 301 тысячу рублей, расход — 251 тысячу рублей, прибыль — 50 тысяч рублей. Учитывая, что предприятие является прибыльным, можно оценить успешность компании и сделать вывод, что с бизнесом всё в порядке.
Виды прибыли
В процессе работы бизнес учитывает несколько видов экономических показателей, в том числе чистую, валовую, операционную, маржинальную. Рассмотрим подробнее популярные варианты.
Чистая прибыль
Складывается из всей выручки, полученной компанией за вычетом расходов, включая налоги, амортизацию оборудования, коммунальные услуги, заработную плату, премии и т. д. Может быть направлена на развитие бизнеса, покупку нового оборудования, бизнес-цели. Показатель отражает, насколько высока доходность бизнеса, участвует в оценке рентабельности, эффективности работы компании.
Приведём формулу, как считать чистую прибыль:
Валовая прибыль
Показатель можно рассчитать для компании в целом или в отношении определённых групп товаров, услуг. Становится понятно, какое количество средств останется, если из выручки вычесть затраты, связанные с производством продукта.
На примере продажи блинов посмотрим, как найти валовую прибыль (ВП). Цена одной порции в кафе — 100 рублей, себестоимость продукции — 70 рублей. Значит, ВП составит 30 рублей.
Формула подсчёта ВП:
Для упрощения расчётов, анализа ассортимента существуют специализированные платформы. Например, компания СКБ Контур — разработчик онлайн-сервисов для бухгалтерии и бизнеса, предлагает «АВС отчёт». Он позволяет провести экономическую оценку по нескольким показателям. Выдаёт в отчётных формах советы, как уменьшить риски, увеличить реализацию и прибыльность:
Операционная прибыль
В экономике этот вид прибыли называют доходностью от реализации. Он показывает, как работает бизнес, составляя разницу между выручкой и двумя типами расходов:
- переменные расходы — всё, что закупается и выплачивается нерегулярно: материалы, сырьё;
- постоянные расходы — регулярные платежи организации за коммунальные услуги, заработная плата, аренда и т. п.
Расчёт осуществляется по схеме:
Маржинальная прибыль
Маржинальная прибыль выше операционной, в неё не включаются НДС и акцизы. Анализируется за большой промежуток времени — месяц, квартал, полгода, год. При её положительной динамике делается вывод о хорошем состоянии компании, эффективной работе с расходами, ценообразованием. Маржа вычисляется по формуле:
С учётом маржи рассчитывается процент рентабельности по формуле:
Показатель маржинальной рентабельности помогает понять, какой товар производить выгоднее, на какой торговой площадке выше доход.
EBITDA
EBITDA — прибыльность предприятия до вычета процентов, налогов, амортизации. Показатель используется более 40 лет для оценки способности компании выплачивать проценты по кредитам, обслуживая свой долг, нести капитальные затраты. Используется для сравнения предприятий, работающих в одном секторе экономики. Служит для оценки действительной операционной рентабельности. Позволяет понять, какое предприятие работает эффективнее с максимальным уровнем совпадений по таким показателям, как страна, сектор экономики, вид деятельности, капитализация и подобным.
С помощью EBITDA также можно оценить размер дивидендов, поскольку они вычисляются как процент от EBITDA или отношение чистого долга к EBITDA. Единого стандарта расчёта не существует. Поэтому при использовании предприятием своей формулы цифры могут ввести инвестора в заблуждение. EBITDA использовать отдельно от других показателей нельзя, информация не будет полной.
Экономическая прибыль
Показатель определяется как разность между совокупным доходом и затратами (явными и неявными). Формула выглядит следующим образом:
К явным расходам относятся различные материальные затраты, полуфабрикаты, коммуналка, амортизация, зарплата, выплаты, связанные с налогообложением.
Неявные расходы — это потенциальная выгода, прогнозирование которой было очевидным, но она упущена из-за принятия определённых управленческих решений.
При оценке финансового показателя его зачастую сравнивают с гарантированным объёмом доходности, который можно получить, например, при наличии выплат процентов по банковскому депозиту. Если экономическая прибыльность меньше, чем проценты, финансирование проекта не имеет смысла.
Балансовая прибыль
Балансовая — это прибыль до налогообложения, которая получена компанией от всех видов хозяйственной деятельности и отражена в бухгалтерской отчётности. Один из показателей, используемых для анализа финансово-хозяйственной деятельности компании за определённый период, не отражается в бухгалтерском балансе. Если он отрицательный, бизнес в рассматриваемом периоде убыточен. Показатель помогает определить причину отсутствия доходов и выработать успешную стратегию ведения финансово-хозяйственной деятельности. Вычисляется по формуле:
Бухгалтерская прибыль
Показатель отражает итоговый финансовый результат, определённый за отчётный период на основании бухгалтерского учёта всех хозяйственных операций компании и оценки статей баланса.
Нераспределённая прибыль
Это чистый доход организации — разница между доходами, расходами и налогами. Нераспределённая — это фактически чистая прибыль, которая идёт на цели, определённые администрацией компании. Варианты расходования могут быть добровольными или обязательными. Например, акционерное общество обязано направлять деньги в резервный фонд, а остальное разрешается распределить согласно решению совета акционеров. Часто доход распределяют на выплату дивидендов, увеличение уставного капитала, выплату премий, другие цели.
Как увеличить прибыль
Для роста прибыльности есть два пути — увеличить доходность и снизить расходы. Рассмотрим каждый вариант.
Увеличение доходов
Поскольку прибыльность — это итоговый показатель хозяйственной деятельности, важно проводить мероприятия по обеспечению её стабильности и роста, то есть планировать работу с целью:
- повышения эффективности использования денежных средств;
- определения резервов, факторов, обеспечивающих рост;
- выплаты дивидендов акционерам и привлечения средств.
Увеличить доходы можно с помощью:
- Роста цен. Просто так увеличивать цены неэффективно. Необходимо, чтобы улучшилось качество товара, его внешний вид. Можно использовать более качественное сырьё, имеющее такую же закупочную цену.
- Увеличения объёмов продаж. Для этого проводят рекламные акции, привлекают клиентов дополнительными услугами, развивают бренд, показывая его положительные стороны.
- Расширения ассортимента. Есть несколько вариантов — выйти на новые сегменты рынка или запустить выпуск новой продукции, пользующейся спросом.
- Дополнительных способов. Для получения дополнительных доходов свободные средства размещают на счетах с начислением процентов на остаток, открывают депозиты.
Перед планированием рекомендуется провести исследование целевой аудитории, изучить потребности клиентов, понять их мотивы. Это позволит расширять ассортимент с учётом интересов потребителей ваших продуктов или услуг.
Снижение расходов
Для уменьшения издержек оптимизируют:
- Производство. Увеличить объёмы производства с одновременным сокращением издержек, добиться безубыточности, выхода на рост позволяет применение современных технологий, нового оборудования, привлечение высококвалифицированных сотрудников.
- Затраты. Оптимизация затрат как одна из функций прибыли предусматривать грамотное использование ресурсов. На складах не должны храниться излишние запасы. Важно, чтобы всего было столько, сколько требует бизнес. При накоплении излишков готовой продукции разумно снизить цены, применив небольшую наценку к себестоимости.
- Займы. Кредитов, заёмных средств нужно столько, сколько требуется для производства. Деньги должны работать каждую минуту, не простаивая и не скапливаясь на счетах.
- Логистику. Важно просчитать схемы движения материалов, товаров, чтобы логистика была удобной, предусматривала кратчайшие и наиболее безопасные пути доставки.
Необходимо помнить, что доходы и расходы зависят друг от друга. Так, для расширения производства необходимы капитальные затраты, увеличивающие расходы. Поэтому важно всё просчитывать, планировать и соблюдать баланс.
Как анализировать прибыль
Анализ позволяет установить причины колебания экономических показателей деятельности предприятия, оценить, насколько эффективно ведётся бизнес и как вложения влияют на результат.
Существует несколько вариантов выполнения расчётов:
- персоналом компании;
- независимыми аудиторами;
- полностью по компании;
- по отдельным видам деятельности или конкретным подразделениям;
- за отдельно взятый период;
- за весь срок существования компании;
- другими методами.
Факт дохода не говорит о том, что бизнес ведётся эффективно. Поэтому проводится анализ по нескольким критериям.
Размер и динамика
Анализ показывает изменение показателей в динамике. В основе метода лежит определение темпа роста доходов и сопоставление с предыдущими периодами. Формула выглядит так:
Если результат более единицы, то показатель растёт, если меньше — убывает. При анализе важную роль играет изучение динамики на протяжении нескольких периодов, а также сравнение роста разных видов доходности между собой. Например, если балансовая растёт быстрее операционной, то структура не сбалансирована.
Структура
Метод структурного анализа позволяет оценить соотношение между отдельными составляющими, влияющими на доходность, определить величину их воздействия. Например, определить доли, приходящиеся на основной вид деятельности компании и на прочие виды.
Структурный метод показывает причины, по котором происходит изменение доходности. Так, увеличение доходности от прочих видов деятельности и снижения от основных говорит о том, что происходит перекос в эффективности ведения бизнеса.
Метод определяет долю, приходящуюся на определённый товар или товарную группу в общей структуре — доходность филиалов, долгосрочных контрактов и единичных сделок, определённых клиентов.
Рентабельность
Рентабельность — ключевой показатель оценки экономической деятельности предприятия, показывающий отношение прибыльности к затраченным ресурсам. Это относительная величина, характеризующая доходность компании, отдачу от вложенного капитала или ресурсов, показывающая, сколько получает компания с каждого вложенного рубля.
Обобщённая формула рентабельности:
Значения рентабельности помогают оценить соотношение вложений в бизнес и полученного результата, проанализировать динамику развития компании, сравнить показатели — свои и конкурентов.