Процесс регистрации ИП в 2020 году значительно упрощен. Многие действия можно совершить удаленно. Что потребуется для регистрации бизнеса? Какую информацию нужно указывать в форме заявки? Чем отличаются разные системы налогообложения? Об этом расскажет статья.
Что такое коды ОКВЭД
Аббревиатура ОКВЭД расшифровывается как «общероссийский классификатор видов экономической деятельности». Планируя открыть ИП, человек уже определился с направлением своего бизнеса. Поэтому остается только выбрать соответствующий код из перечня, обозначающий тот или иной вид деятельности. При этом можно указывать неограниченное число ОКВЭД – за это не взимается дополнительных платежей. По умолчанию первый указанный код соответствует основному направлению деятельности, остальные считаются дополнительными.
Следует учесть, что для некоторых видов деятельности могут существовать требования лицензирования и ограничения относительно системы налогообложения. В зависимости от региона проживания заявителя они могут различаться.
Какой налоговый режим выбрать
Планируя открыть ИП, определитесь с режимом налогообложения, который будет выгоден именно вам. Обычно используется общая система – ОСНО. Однако можно выбрать и другой режим, наиболее соответствующий виду деятельности:
- УСН – упрощенная система налогообложения. Подходит тем предпринимателям, чей годовой доход составляет не более 150 миллионов рублей. Существует два варианта этого режима: УСН «Доходы», при котором предусмотрен единый налог 6% от дохода, и УСН «Доходы минус расходы». Второй вариант предусматривает оплату 15% от разницы между доходами и расходами.Если вы хотите применить УСН, необходимо подать соответствующее уведомление о переходе на этот режим. Сделать это можно во время подачи бумаг для регистрации либо в течение 30 дней с этого момента.
- Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Система налогообложения предполагает выплату фиксированной суммы, зависящей от разных фактов – они указаны в Налоговом кодексе. Однако данный режим подходит не всем. Ознакомиться с перечнем подходящих под ЕНВД видов деятельности можно также в Налоговом кодексе. С 1 января 2021 года ЕНВД перестанет действовать.
- Патентная система (ПСН). Зарегистрированное лицо приобретает патент по фиксированной цене, установленной государством. Это дает ему право заниматься определенным бизнесом. Срок действия патента составляет от 1 месяца до 1 года. В Налоговом кодексе содержится информация о видах деятельности, при которых допускается ПСН.
- ЕСХН. Аббревиатура расшифровывается как единый сельскохозяйственный налог. ЕСХН подходит лицам, получающим более 70% дохода от сельскохозяйственной деятельности. При ЕСХН ИП выплачивают 6% от разницы между полученными доходами, расходами и НДС.
Пакет документов для открытия ИП
После того, как вы определились с кодами ОКВЭД и выбрали подходящую систему налогообложения, нужно собирать документы, чтобы зарегистрировать и открыть ИП. Вам потребуется следующий пакет бумаг:
- копии паспорта и ИНН;
- заявление на регистрацию;
- квитанция об оплате государственной пошлины (в зависимости от способов оплаты);
- при переходе на УСН потребуется соответствующее уведомление.
Как заполнить заявление
Для заявления на открытие ИП используется форма Р21001, состоящая из 5 листов. Следует знать, что третий лист предназначен только для лиц без гражданства или для иностранных граждан. Подается бумага в единственном экземпляре, при этом листы не сшивают между собой, чтобы не нарушить штрих-код.
Заполнить бланк можно в электронном виде либо в бумажном варианте. В первом случае необходимо использовать шрифт Courier New 18-го размера. Бумажный бланк можно распечатать и заполнить от руки черными чернилами. При этом следует выбирать печать с одной стороны. Каждый символ должен вводиться в отдельную клетку, поскольку распознавать текст будет компьютер.
Порядок заполнения будет таким:
- Первый лист – титульный. На нем указывают ФИО заявителя, пол, дату и место рождения, а также гражданство. При наличии ИНН нужно внести его реквизиты.
- На втором листе необходимо указать место жительства лица, а также данные удостоверения личности.
- Не заполняется гражданами РФ. Остальные лица указывают реквизиты документа, на основании которого они находятся на территории России. Это может быть вид на жительство или разрешение временного пребывания.
- Лист А должен содержать коды ОКВЭД. Их должно быть не менее одного, а каждый код должен содержать не менее 4 цифр.
- На листе Б заявитель подтверждает достоверность указанных сведений. Кроме того, здесь нужно выбрать предпочтительный способ выдачи бумаг и указать контактную информацию – телефон и адрес электронной почты.
На бланке обязательно должна присутствовать подпись заявителя. При электронной подаче бланка это УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись). Ставится она во время заполнения формы.
Если вы обращаетесь в отделение налоговой службы, то подпись ставится только в присутствии сотрудника. В случае же подачи через доверенное лицо заявитель подписывает бланк строго в присутствии нотариуса.
Оплата пошлины
В 2020 году размер госпошлины, которую необходимо уплатить при регистрации, составляет 800 рублей. Получить квитанцию можно на сайте ФНС, сформировав ее в специальном сервисе. Для этого нужно выполнить следующие действия:
- выбрать вид платежа – госпошлина за регистрацию;
- ввести свои данные: ФИО, ИНН и адрес;
- нажать «Сформировать платежный документ»;
- распечатать квитанцию.
С 2019 года в России платить пошлину при онлайн-обращении не нужно. В остальных случаях сделать это можно на сайте ФНС, а также в отделении банка или на портале Государственных услуг. Стоит отметить, что при отсутствии ИНН невозможна оплата по безналичному расчету. Оплачивая картой банка, электронным кошельком или мобильным телефоном, вы значительно экономите – регистрация в таком случае стоит всего 560 рублей. На портале Госуслуг также действует скидка в 30% на оплату пошлин. Не забудьте распечатать и сохранить квитанцию, так как потребуется предъявить ее сотрудникам ФНС.
Порядок подачи заявления
Для регистрации нужно обращаться только в налоговую инспекцию по месту прописки или пребывания. Осуществить это можно разными способами:
- лично;
- через представителя – для этого потребуется доверенность;
- заказным письмом в ФНС, содержащим опись вложенных в него бумаг;
- в электронном виде на сайте ФНС или на портале Госуслуг – при наличии у заявителя УКЭП.
Обратиться в налоговую инспекцию или МФЦ можно лично либо через доверенное лицо. При этом следует учесть, что не во всех отделениях Многофункционального центра можно зарегистрировать ИП.
Окончание процедуры регистрации
Если с вашими бумагами все в порядке и у сотрудников налоговой службы не возникло никаких вопросов, то вы сможете получить статус индивидуального предпринимателя уже через три дня с момента подачи бумаг. Если же вы обращались в МФЦ, то потребуется немного больше времени – 7 дней. Узнать, завершилась ли процедура регистрации, можно на официальном сайте ФНС либо при личном визите в отделение налоговой службы.
Сведения о зарегистрированном лице поступают в Пенсионный фонд. Поскольку с 2018 года в России не выдают бумажные свидетельства о регистрации, уведомление о постановке на учет и лист записи из ЕГРИП поступают в электронном виде. Если вам потребуется получить печатную версию, необходимо будет подать запрос.
Заключение
Стать индивидуальным предпринимателем в 2020 году просто. Онлайн-сервисы позволяют сделать это быстро и удобно, при этом заявителю не нужно посещать отделение ФНС. Кроме того, удаленная подача заявки дает существенную экономию денег, так как пошлина не взимается.