Представьте, надо срочно позвонить, а денег на телефоне нет. Вносишь платёж, а потом ждёшь денег, ждёшь, а их нет — ушли на другой номер. Обычная ситуация, которая была хоть раз с каждым. Многие грустно идут повторно пополнять счёт, смирившись с утратой. Но не обязательно спонсировать чужие разговоры, ошибочный платёж можно вернуть. Процедура возврата зависит от места платежа и количества ошибочных цифр в номере.
Вариант первый — простой и быстрый
Можно обратиться сразу к оператору. Но идти надо не к своему, а к тому, на чей номер зачислился платёж.
По префиксу невозможно определить, какому оператору принадлежит номер из-за системы MNP (переход от одного оператора к другому с сохранением номера. Поэтому предварительно можно проверить информацию через специальные сервисы. Например, проверка номера есть у каждого оператора на сайте. Также есть USSD-запросы для принадлежности номера тому или иному оператору:
- МТС *919*номер без восьмёрки# вызов
- «Билайн» *444*номер без восьмёрки# вызов
- «Мегафон» *629*номер без восьмёрки# вызов
Система возврата у операторов может отличаться. Есть универсальный способ — прийти в офис и заполнить заявление там, скачать бланк на сайте и принести уже заполненный, позвонить на горячую линию и получить исчерпывающие инструкции.
Возврат платежа МТС
Есть два способа:
- Через салон связи МТС.
- Через контактный центр, если ошибка не более, чем в 3-х цифрах.
Возврат платежа «Мегафон»
В «Мегафоне» доступен стандартный возврат средств через салон связи и ускоренный — через специальный номер 8−800−550−70−95. Голосовое меню подскажет, как исправить ошибочный платёж.
Возврат платежа «Билайн»
Кроме обычного возврата через салон связи, можно воспользоваться автоматическими сервисами:
- специальная страница на сайте perenos.beeline.ru;
- USSD-команда *278# вызов;
- номер 07222.
Оператор не сможет помочь в двух случаях:
- Номера не существует, и деньги остались в платёжной системе.
- Не соблюдены правила возврата средств.
Вариант второй — если не помог первый
Вернуть деньги можно двумя способами. Первый из тех, что рассмотрим, — обратиться к агенту, который принял у вас оплату. Это может быть салон сотовой связи, терминал, банк, электронный кошелёк и подобные.
Достаточно заявления, к которому приложен чек. В салоне сотовой связи бланк выдадут при личном обращении.
План «быстрый» - прийти в салон связи. Фото: news.nashbryansk.ru
Если платёж сделан через терминал, то надо найти на чеке номер техподдержки или сайт платёжной системы. Туда и обращаться. Чаще всего на сайте будет форма обращений, где можно проверить статус оплаты.
Платёж может активироваться, то есть уйти по ошибочному номеру. Или не активироваться. Значит, такого номера не существует. В первом случае возврат будет делаться как перевод со счёта одного абонента на счёт другого абонента. Во втором случае — отмена неверного платежа платёжной системой.
Если платёж сделан через банкомат, личный кабинет банка или электронные деньги, то надо обращаться в их службу поддержки. Доказательством платежа будет электронный чек, который они сами могут отследить.
Когда платёж не вернут?
Первое правило совершения платежа — сохранить чек. На нём есть вся необходимая информация для возврата средств: ошибочный номер, реквизиты чека для идентификации платежа, сумма, контакты для обращения в службу поддержки.
Надо завести для себя правило — избавляться от чека только после зачисления средств.
Внося деньги через терминал — бери чек. Фото: proekt.sp.ru
Если чека нет, то факт оплаты будет недоказуем. К тому же невозможно будет найти ошибку и номер, на который ушли деньги.
У операторов есть определённые требования, при которых они делают перевод денег на правильный номер. Каждый из них устанавливают свои правила, но в целом их можно свести к нескольким тезисам:
- ошибочно указано не более 3-х или 4-х цифр в номере (в зависимости от оператора);
- на момент обращения прошло не более 2-х недель с момента платежа (у некоторых операторов срок меньше, до недели).
Ещё одна причина, по которой деньги могут не вернуться, — абонент, к которому они поступили, их уже потратил и больше счёт не пополнял. Таким образом, оператору нечего будет снимать со счёта, чтобы вернуть плательщику. В минус операция не проводится.
Если нет чека
Порой встречается информация, что без чека тоже можно вернуть платёж. Это сделать сложно, практически невозможно. Зависит от места совершения платежа и правил, которые там установлены. Рассмотрим ситуацию на реальных примерах, с которыми сталкивались работники салонов связи.
Пример первый
Платёж сделан через кассу, чек потерян. Сотрудник примет заявление, приложив к нему объяснительную или служебную записку о том, что чек потерян. Но вернутся деньги или нет, зависит от отдела, который его будет рассматривать.
В заявлении надо будет указать реквизиты с чека и номер, на который ушли деньги. Это невозможно будет сделать. Если у сотрудника салона связи есть доступ к списку платежей, время и желание заниматься проблемой, то данные можно восстановить из учётной системы. Других вариантов нет.
Второй пример
Деньги внесены через терминал. Здесь возникнут те же самые проблемы: надо найти ошибочный номер и время совершения платежа. Без этого сотрудник, который станет рассматривать заявление, не сможет идентифицировать платёж.
Чек — это доказательство того, что оплата действительно была, это подстраховка от мошенников. Единственная ситуация, при которой могут вернуть деньги без чека — платёж не прошёл. Он числится в платёжной системе как неактивированный. Например, ошибка в префиксе, и этого номера не существует даже теоретически, а остальные цифры номера совпадают.
Можно договориться?
Старый добрый совет — позвонить по ошибочному номеру и договориться о добровольном возврате. Так сделать можно, но не нужно.
Лучше не договариваться, а идти к оператору. Фото: twitter.com
Например, абонент А случайно перечислил абоненту Б деньги на телефон. Абонент А позвонил абоненту Б и попросил вернуть деньги. Б послушался и перечислил. Но спустя три дня пожалел о содеянном и написал оператору заявление на возврат платежа. Оператор вернул деньги, поскольку оснований для отказа не было. Абонент А был разочарован, тоже пошёл к оператору, но время возврата средств истекло.
Около пяти лет назад была популярна мошенническая схема с возвратом платежей. Неизвестный звонил, говорил, что ошибся номером и перечислил деньги. Просил положить ему на счёт, очень торопил, рассказывал о больной матери-старушке, которой срочно требуется помощь, а для этого телефон. Люди, не разобравшись, перечисляли деньги. Но им ничего в итоге не поступало.
После этого отзывчивость поубавилась, и люди неохотно перечисляют ошибочные платежи в добровольном порядке, отправляя к оператору.