Ответственности не несём: что делать, если в магазине заставляют платить за разбитый товар?
Как только вы переступаете порог торговой точки, вы становитесь потребителем. С этого момента ваши права защищает закон «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс РФ. Если фразы из начала статьи вам до боли знакомы, это повод узнать больше о своих правах в магазине.
Разбил — плати
Многие покупатели знают, что за случайно разбитый товар, например, дорогостоящий алкоголь, они имеют право не платить. В интернете приводят примеры: если вы поскользнулись на мокром полу, или в проходе стояла куча коробок. Но если вы задели товар тележкой или неудачно поставили на полку? Что значит «случайно разбитый товар»?
Когда вы разбили товар не по своей вине, вы действительно не должны платить. Если сотрудники магазина это требуют, попросите книгу жалоб или предложите решить ситуацию через суд. Тогда вам потребуется минимум 2 свидетеля, чтобы поддержать вас. На месте за испорченный товар вы платить не обязаны. Возмещать ущерб допустимо только в судебном порядке.
Когда виноват покупатель
Есть ситуации, когда вы должны компенсировать испорченное имущество:
- товар был у вас в руках, вы его уронили: камера видеонаблюдения это засняла, или видел сотрудник;
- покупатель находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- по вине посетителя в магазине произошло ЧП, например, драка, пострадало имущество;
- вы разбили товар назло продавцу в ответ на грубость.
Испортил по неосторожности
Перечисленные случаи — прямое доказательство вины. Но если товар упал случайно? В этом и нескольких других случаях вы не должны платить:
- узкие проходы, заставленные коробками, не отвечают нормам безопасности;
- товар неустойчиво стоял на стеллаже, и вы случайно опрокинули несколько бутылок, доставая одну с краю. Это ответственность менеджера, который расставлял товар;
- вы упали и задели стоящие рядом стеллажи.
До момента оплаты товара ответственность за риск порчи лежит на собственнике магазина. Если вас заставляют компенсировать порчу товара, ссылайтесь на ст. 211 Гражданского кодекса РФ. Между покупателем и собственником магазина нет договора ответственности сторон, значит, ответственность за случайную порчу имущества несет владелец магазина.
Товар не по ценнику
Вы выбрали товар, цена вас устроила. Направляетесь на кассу, где вам пробивают покупку, и оказывается, что вещь стоит в 2 раза дороже. Кассир отказывается пробивать товар по ценнику и заставляет платить полную стоимость.
Право покупателя платить по ценнику регулирует пункт 2 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП). Сумма на ценнике — обязательное условие сделки, вы не можете знать стоимость товара в базе данных магазина или программе учёта. Ценник — это часть публичной оферты. Не ваша вина, что продавец не успел поменять цену.
Вы имеете право получить разницу в цене, если после оплаты выяснилось, что покупка стоила дороже. Если магазин отказывается компенсировать разницу, пишите жалобу в Роспотребнадзор — торговая точка заплатит штраф 10 000 рублей.
Сдачи не будет
Если продавец отказывается выдать сдачу с крупной купюры, это можно расценить как фактический отказ продать товар. По сути торговля в магазине является договором купли-продажи или публичным договором. К этой ситуации можно применить правила ч. 3 ст. 426 ГК РФ. Торговая точка не может отказаться предоставить вам товар или услугу, если у неё есть такая возможность. А письмо Минфина № 104 от 30.08.2003 обязывает выдать сдачу и чек покупателю. Если кассир отказывается выдать вам сдачу при покупке — он нарушает ваши права.
Варианты воздействия: жалоба в Роспотребнадзор, запись в книге отзывов и предложений. Роспотребнадзор обязан проверить обращение, если нарушение выявят — магазин оштрафуют.
Сдайте сумку в камеру хранения!
Если охранник не пускает в магазин, пока вы не положите вещи в камеру хранения, — это нарушение ст. 426 ГК РФ «Публичный договор». Магазин не вправе отказать вам войти в торговый зал и купить товар: личные вещи этому не препятствуют. Если ситуация не меняется, требуйте книгу отзывов и предложений, заручайтесь поддержкой свидетелей и жалуйтесь в Роспотребнадзор.
Камеры хранения нужны для удобства, а не для контроля. Администрация магазина может рекомендовать покупателю оставить вещи, но не заставлять.
Ответственности не несём
С вещами в камере хранения что-то случилось, и администрация отказывается компенсировать убытки. Но действия сотрудников магазина противоречат ст. 891 ГК РФ «Обязанность хранителя обеспечить сохранность вещи». Как только вы кладёте вещи в ячейку и закрываете камеру на ключ, вы заключаете договор с магазином о безвозмездном предоставлении услуг. Вы не подписываете бумаги, но пока ключ от ячейки у вас — публичный договор считается заключённым.
Если вещи пропали или испорчены, торговая точка должна компенсировать ущерб. Вам потребуются свидетели, которые видели, что вы оставляли вещи в магазине, и чеки на вещи, хранившиеся в камере. Если вещи испортили, магазин должен возместить разницу в стоимости до и после порчи.
Также помните, что охранник или сотрудники магазина не имеют права досматривать вас, заставлять показывать карманы. Это могут делать только сотрудники правоохранительных органов при понятых и составлении протокола. Поэтому, если вас не выпускают из магазина, требуя «вывернуть карманы», настаивайте на вызове полиции.