«И такая дребедень целый день: то тюлень позвонит, то олень». Иногда телефон разрывается от звонков и СМС, но, увы, это не приглашение на шашлыки от друзей, а спам. Пенсионер Василий Парменов интересуется: «Спамеры меня просто замучили: то предлагают кредит взять, то на кинотеатр подписаться, то книги какие-то продают. Однажды даже шубу продавали. Никакого житья от них нет. А ведь я никому не давал свой номер телефона, не давал согласия присылать мне коммерческие предложения, а они всё звонят и пишут сообщения! Как с ними можно бороться? Это крик души».
Пример спама в СМС. Фото: «Выберу.ру»
Борьба со спамом обычно проходит в формате «помоги себе сам». Можно делать вид, что не замечаешь, устанавливать приложения, чтобы массовый обзвон блокировался. Кто-то ведёт войну со спамерами и регулярно пишет жалобы.
Госдума немного помогла гражданам и увеличила штрафы за рассылку навязчивой рекламы до 1 000 000 рублей. Сейчас вы можете просто наказать тех, кто не даёт вам покоя.
Елена Вреднова делится опытом:
«Каждому, кто мне звонит с рекламой, я сообщаю: удалите мой номер из базы или я буду жаловаться в ФАС. Обычно понимают с первого раза. Роботы, конечно, туповаты, поэтому и правда приходится писать жалобы».
Комментирует юрист:
Борьба со спамом — дело общественно полезное, ведь речь не только о том, чтобы компании не нарушали ваш покой, но и в целом о возвращении их навязчивых маркетинговых коммуникаций в разумное правовое поле.
Можно, конечно, для начала обратиться с претензией в компанию, которая рассылает вам сообщения, но, на мой взгляд, в такой ситуации эффективнее этим не ограничиваться, а писать оператору связи требование о прекращении передачи на ваше пользовательское оборудование (телефон) коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, с которого приходят рекламные сообщения. Скорее всего, в вашем договоре с оператором связи предусмотрена возможность получения таких рекламных сообщений, поэтому ваш письменный отказ изменит ситуацию.
Если же и после этого абоненту, заявившему письменный отказ от получения SMS-рекламы, продолжают поступать сообщения, такая деятельность уже будет свидетельствовать о нарушении оператором связи части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», что, в свою очередь, является достаточным основанием для обращения с жалобой Федеральную антимонопольную службу (ФАС России). Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу, привлечь распространителя и заказчика рекламной рассылки к ответственности.
Сейчас за такое нарушение предусмотрен штраф от 4 до 20 тысяч рублей для должностного лица, от 100 до 500 тысяч рублей для юридического лица (компании). Но теперь депутаты решили увеличить размеры штрафов, так что после вступления федерального закона в силу должностных лиц будут штрафовать на 20−100 тысяч рублей, а компаниям придётся раскошелиться на сумму от 300 тысяч рублей до 1 миллиона рублей.
Вывод
Если вас беспокоит спам, то единого рецепта борьбы нет. Придётся построить целую стратегию.
- Заведите два номера телефона. Один будет основной, для общения с друзьями и родственниками. Другой — для деловых коммуникаций. Второй номер вы можете оставлять на сайтах объявлений и в магазинах.
- Не оставляйте основной номер телефона в программах лояльности магазинов. Это огромный источник спама — вам регулярно будут идти рассылки с предложениями что-то купить.
- Если вам звонит не автообзвон, а живой человек, попросите, чтобы ваши данные удалили из системы и больше не звонили. Ссылайтесь на то, что отзываете согласие на обработку персональных данных.
- Используйте приложения для блокировки спам-звонков и СМС.
- Если какая-то компания особенно сильно надоедает, то жалуйтесь в ФАС.