Приезжие из России столкнулись в Турции с такой проблемой – для открытия банковского счёта практически всегда нужен вид на жительство. Да и пребывание без этого документа в стране ограничено только 60 днями. Вот поэтому россияне массово начали оформлять ВНЖ в Турции. Но сделать это оказалось не так просто. Турецкие власти приостановили выдачу вида на жительства более чем в 1 169 микрорайонах и ужесточили требования к процедуре оформления. Мы составили инструкцию «Как получить ВНЖ в Турции», стараясь как можно подробнее разобрать этот непростой процесс.
Что даёт ВНЖ в Турции
Для въезда в Турцию гражданам РФ не нужна виза. Однако на пребывание в стране есть ограничения. Так, турист из России может прожить в Турции до 60 дней подряд и до 90 дней в течение полугода. Получается, что после 60 дней беспрерывного пребывания в стране придётся пересечь границу страны и вернуться обратно, чтобы пробыть в Турции ещё 30 дней. Причём выезд и въезд должен приходиться на разные даты.
ВНЖ в Турции необходим для длительного проживания. Фото: t. me
Тем же, кто решил задержаться в стране, чтобы найти жильё и устроиться на работу, надо получить ВНЖ (икамет).
Вид на жительство (ВНЖ) – это документ, на основании которого нерезидент становится резидентом страны и может легально находиться в ней всё время действия икамета. ВНЖ выдаётся на ограниченное время, поэтому требуется его продление.
Вот что можно делать после получения ВНЖ:
- выезжать и въезжать в Турцию в любое время, пока действует икамет;
- открывать счёт в любом турецком банке;
- брать кредит или ипотеку;
- работать или вести бизнес на территории страны (не для всех видов ВНЖ);
- получать медицинскую помощь;
- учить турецкий язык на курсах за счёт государства;
- определять детей в государственную школу и детский сад.
Получается, что турецкий вид на жительство, даёт иностранцу практически все права гражданина страны, за исключением права на голосования.
Действующие ограничения на выдачу ВНЖ в Турции
Из-за большого наплыва иностранцев власти Турции приостановили выдачу ВНЖ в некоторых особенно популярных у приезжих регионах страны. Таким способом они пытаются сдержать приток иностранцев и снизить стоимость аренды в этих районах для местных жителей.
Информацию о запретных районах для ВНЖ можно узнать на официальном портале. Фото: goc. gov. tr
По данным правительственного портала, на 1 июля 2022 года подать документы на икамет нельзя было в 1 169 микрорайонах. В начале октября список пополнился ещё 8 районами Стамбула.
Запрет на получения ВНЖ в этих местах означает, что вам не оформят заявление на первичный вид на жительство, даже если вы купили там недвижимость. Или уже имеете ВНЖ, но решили поменять адрес и переехать в «закрытый» район.
Запрет не коснётся тех, кто успел получить там ВНЖ до введения ограничений или в случае, если необходимо воссоединиться с семьёй (близкий родственник проживает в этом районе на законных основаниях).
Всю подробную информацию по действующим ограничениям на выдачу икамета в Турции можно посмотреть на официальном правительственном портале.
Какие виды ВНЖ бывают
Самый популярный ВНЖ у приезжих их России – краткосрочный. Его дают на срок от 6 месяцев до 2 лет на основании договора аренды жилья. Получить его достаточно просто, но такой вид не даёт права на работу или ведение бизнеса на территории Турции. Вот удалёнщикам или тем, кто решил переждать в тёплой средиземноморской стране трудные времена, краткосрочный ВНЖ точно подойдёт.
ВНЖ в Турции бывает нескольких видов. Фото: e-ikamet.goc.gov.tr
По турецкому закону «Об иностранцах и международной защите» в стране есть шесть видов икаметов:
- Краткосрочный. Выдаётся на срок до 2 лет. Инвесторы или граждане Северного Кипра могут рассчитывать на получение краткосрочного ВНЖ сроком до 5 лет.
- Долгосрочный. На него могут претендовать иностранные граждане, непрерывно проживающие в Турции в течение 8 лет, беженцы и вынужденные переселенцы.
- Семейный. Выдаётся иностранным супругам граждан Турции, их несовершеннолетним детям (не общим) и людям, которые находятся на их иждивении. Срок действия семейного ВНЖ – до 3 лет.
- Студенческий. Даётся на период обучения. На него могут рассчитывать ученики школ, студенты средних учебных заведений, вузов, докторантуры, слушатели медицинских курсов повышения квалификации. При этом у них не должно быть семейного ВНЖ.
- Гуманитарный. Выдаётся в особых случаях, например, в случае угрозы жизни или здоровью иностранца. Срок действия гуманитарного ВНЖ – до 1 года.
- Для жертв торговли людьми. Выдаётся на 30 дней с правом продления в течение 3 лет.
Огромное количество желающих получить ВНЖ в Турции вынудило власти урезать сроки действия икаметов. Так, граждане РФ часто жалуются, что, несмотря на двухлетнюю аренду квартиры, они получают краткосрочный ВНЖ всего на полгода.
Какие документы нужны для ВНЖ
Разберём, какие документы нужны для получения самого популярного у приезжих из России ВНЖ – краткосрочного. Вот что нужно подготовить, прежде чем подавать заявление:
- Копию загранпаспорта. Понадобится распечатать страницы с фото и отметкой о последнем въезде в страну.
- Турецкий ИНН. Он необходим для оплаты госпошлины и открытия банковского счёта. Получить ИНН можно онлайн на сайте налоговой службы или офлайн в ближайшем отделении налоговой инспекции. Во время личного визита необходимо будет предъявить оригинал и копию загранпаспорта. Выдаётся ИНН бесплатно и в течение одного дня.
- Медицинскую страховку. Купить полис можно в офисах с надписью Sigorta (в переводе с турецкого «страховка»). Оформлять её надо на тот же срок, на который вы запрашиваете ВНЖ. Стоимость полиса зависит от возраста страхуемого и того, какие расходы он должен покрыть. В среднем годовой полис обойдётся для людей от 16 до 35 лет в 1 000 турецких лир (3 350 рублей)*, для пенсионеров – в 3 000 турецких лир (10 050 рублей). Желающие могут воспользоваться государственной системой страхования, которую можно оформить в Ведомстве социального обеспечения (SGK). Такая медстраховка полностью покрывает расходы на лечение, но ежемесячно придётся вносить по 1 000 турецких лир (3 350 рублей). Детей страховать не обязательно.
- Копию договора аренды жилья сроком от 6 месяце. Сам документ должен быть оформлен на турецком языке с указанием адреса, срока аренды, паспортных данных арендатора и арендодателя, датой заключения договора и итоговой суммой за год аренды в турецких лирах. Договор надо подписать у нотариуса, который выдаёт два заверенных документа: для арендатора и собственника. За эту процедуру придётся заплатить около 200 лир (700 рублей).
- Копию удостоверения личности арендодателя (kimlik) и права владения жильём (tapu). Эти документы стали запрашивать недавно с целью предотвратить случаи мошенничества – использования фиктивных договоров аренды. Все документы, связанные с арендуемым жильём, может собрать риэлтерская фирма, которая будет подбирать вам квартиру. Эта услуга платная.
- Квитанции об оплате коммунальных услуг в арендованной квартире. Запрашивают их не всегда, но лучше подготовить их сразу.
- Копии свидетельств о рождении детей (до 18 лет) и браке. Их следует заранее перевести на турецкий язык и поставить апостиль – международную круглую печать, подтверждающую подлинность документа. Это лучше всего сделать в России, так как в Турции апостиль придётся делать через посольство – а это дорого и долго.
- Биометрические фотографии (4 штуки) на белом фоне. Их можно сделать в любом местном фотосалоне. Цена – около 130 лир (435 рублей).
- Турецкую сим-карту. На неё будут приходить информация о готовности карточки ВНЖ. Как альтернатива для оповещения можно использовать адрес электронной почты. Но без местной сим-карты всё равно не обойтись – например, она нужна для получения налогового номера для оплаты госпошлины. Купить номер можно в офисе любого сотового оператора. Средняя стоимость – 350 лир (1 170 рублей).
- Розовую папку для документов (dosya). Купить её можно там же, где делают копии документов. Цена – до 5 турецких лир (17 рублей).
Остальные виды ВНЖ требуют, помимо перечисленного выше набора, ещё и ряд специфических документов. Например, для получения семейного ВНЖ необходимо будет предоставить справку с родины иностранного супруга о том, что за прошедшие 5 лет он не нарушал Семейный кодекс своей страны. Подробнее о подаваемых для различных ВНЖ документах можно узнать на официальном сайте.
По всем вопросам получения икамета можно звонить по номер 157 – это номер для иностранцев, находящихся на территории Турции. Сотрудник миграционной службы может дать консультацию на русском языке. Для звонков из-за границы есть другой номер +90 312 157 11 22.
Как подавать документы
Заявление на выдачу ВНЖ заполняется онлайн. Важный момент – делать это надо только по приезду в Турцию. Заявления, оформленные за границей, автоматически отклоняются.
Заявление надо заполнять онлайн. Фото: e-ikamet.goc.gov.tr
После заполнения всех строк надо будет выбрать дату собеседования – рандеву. Готовое заявление нужно распечатать, поставить свою подпись и положить в розовую папку. Срок ожидания рандеву может составлять до 5 недель.
В назначенный день вы приходите на собеседование в ближайший миграционный центр (адрес будет указан при заполнении заявления) с набором документов. Тогда же необходимо оплатить госпошлину, квитанция на которую формируется после успешного заполнения заявления на сайте. Заплатить можно в отделении налоговой службы, которое обычно располагается рядом с миграционным центром. В госпошлину входит плата за оформление ВНЖ и изготовление пластиковой ID-карты. Всего надо оплатить около 500 лир (1 675 рублей).
Рандеву проходит быстро – минут 15. Если надо донести какие-то документы, то придётся прийти ещё раз.
На рассмотрение заявки на ВНЖ может уйти до 90 дней. Обычно не приходится так долго ждать. Обычно срок сокращается до 1 месяца. Всё это время пребывание в Турции считается легальным.
Узнать о готовности ВНЖ можно на сайте, где подавалось заявление. Для этого надо ввести номер заявки (даётся во время рандеву), номер телефона или электронной почты и номер загранпаспорта.
О готовности ВНЖ можно узнать на сайте. Фото: e-ikamet.goc.gov.tr
Сообщение о готовности также приходит на телефон или электронную почту. Сам пластик приносит курьер по указанному вами адресу. Эта услуга бесплатная. Если в этот момент вас нет дома, то карточку отдадут в ближайшее почтовое отделение, откуда её можно будет забрать.
После получения краткосрочного икамета надо обязательно сходить в миграционную службу, зарегистрироваться в квартире и сдать отпечатки пальцев.
Сейчас в Турции работает много фирм и частных юристов, которые предлагают взять на себя все заботы по оформлению ВНЖ. К сожалению, встречаются среди них и мошенники. Поэтому прежде чем доверить сбор документов для икамета постороннему человеку, узнайте подробности о его работе: почитайте отзывы, поговорите с его прошлыми клиентами.
Особенности получения и продления ВНЖ
Здесь мы собрали важные моменты, которые надо учитывать при получении первичного или продления уже имеющегося ВНЖ:
- Если вы хотите получить икамет на основании покупки недвижимости (краткосрочный), но объект находится на стадии строительства, то ВНЖ вам не дадут. Это объясняется тем, что у вас ещё нет свидетельства о праве на собственность (тапу). Поэтому чтобы получить ВНЖ, придётся арендовать квартиру.
- При смене адреса проживания и подписания нового договора аренды надо уведомить миграционную службу и получить регистрацию на новом месте. На это даётся 20 календарных дней. Если в результате проверки (а такие случаются регулярно) власти выяснят, что вы не живёте по указанному в икамете адресу, ВНЖ может быть аннулирован.
- Обратиться в миграционную службу надо будет и при замене паспорта. Сотруднику надо предоставить сразу два документа: старый и новый паспорт.
- Если вам надо сменить тип основания для ВНЖ – например, со студенческого на краткосрочный – то придётся подавать документы заново, как на первичный икамет.
- Для продления ВНЖ в «закрытом» районе Турции надо лично идти в ближайшую миграционную службу и брать заявление. Оно заполняется вручную на бумаге. В остальных случаях получить продление икамета можно онлайн на официальном сайте.
- В случае отказа от предоставления ВНЖ (такие ситуации встречаются редко), нужно обратиться к миграционному юристу и подать апелляцию.